Вдохновенный гимн простому болгарскому крестьянину — основная тема творчества выдающегося болгарского живописца Владимира Димитрова-Майсторы. Вся жизнь художника была связана с болгарским селом: здесь он родился, творил, сюда он возвращался из дальних странствий.
Несомненно, впечатления детства сказались на формировании мировоззрения художника. Владимир Димитров родился в селе Фролош Кюстендильского округа Дупницкой (ныне Станкодимитровской) околии. Его родители были выходцами из Македонии, переселившимися в Болгарию после русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Когда мальчику было семь лет, семья Димитровых в поисках лучшей доли переехала в город Кюстендил, но и здесь неудачи продолжали преследовать — отец не мог найти работу, матери пришлось стать поденщицей. Из-за отсутствия денег мальчику удалось окончить только начальную школу — надо было помогать семье. Будущий живописец работает маляром, затем писарем в Кюстендильском окружном суде.
В эти годы у него появилась потребность изображать увиденное. Он постоянно рисует — посетителей суда, знакомых, родных, копирует портреты, делает зарисовки со статуй и бюстов, украшающих здание суда. К этому же времени относятся и его первые пейзажи акварелью. Небольшая выставка работ художника привлекла к нему внимание богатых покровителей, они дали ему необходимую для учения сумму и осенью 1903 года Димитров пешком отправился в Софию поступать в художественно-индустриальное училище. Его учителями стали П. Клисуров (рисунок) и И. Мрквичка (живопись). Большое значение имели для молодого художника первые путешествия. Он побывал в Италии для знакомства с мировыми шедеврами и в России (зимой 1903 года), где произошла его встреча с искусством русских передвижников.
На конкурсах, часто проводившихся в училище, Димитров неизменно побеждал, вызывая уважение у сверстников, которые стали называть его «Майстора» (мастер). Со временем это прозвище стало второй фамилией художника. В 1910 году Димитров-Майстора окончил училище с золотой медалью. Это был вполне сформировавшийся живописец, овладевший основами реалистического искусства, принципам которого он не изменял на протяжении всего своего долгого творческого пути. Димитров-Майстора принял предложение стать учителем рисования в Свиштовской коммерческой гимназии. В эти годы он много рисует, как бы накапливая материал, торопится перенести на бумагу увиденные лица, пейзажи, жанровые сценки. Во время каникул художник путешествует. Он знакомится с сокровищами мирового искусства, с достижениями современных художников различных направлений, особенно разнообразных в начале XX века.
Национально-патриотический подъем в Болгарии, связанный с Балканской войной 1912—1913 годов за освобождение Македонии, захватил и Димитрова-Майстору. Он едет на фронт в качестве военного художника. Под его карандашом оживают сценки из жизни болгарских солдат, героизм и трудности фронтовой жизни (рисунки «Весенний сон», «Поход», «Отдых»). Во время первой мировой войны он продолжает деятельность военного художника. Идя вместе с солдатами по дорогам войны, художник не мог не проникнуться состраданием к простому воину, с честью переносящему все тяжести фронтовых будней и побеждающему в бою (рисунки «Жажда», «Привал», 1915; «Обозник», 1916). Димитров возвращается с фронта, собрав богатый материал, и создает серию рисунков и картин.
В 1916 году, после стажировки в Софийской Академии художеств, Димитров бросает работу в гимназии и становится вольным художником. Он возвращается в родной Кюстендил и поселяется в его окрестностях. Несмотря на материальные трудности, художник с полной самоотдачей погружается в творчество, работает много и успешно, добиваясь цельности тонального строя и технического исполнения. Если день недостаточен для завершения начатой работы, он пишет ночью, чтобы не успели высохнуть краски.
Признание и успех принесла художнику выставка, состоявшаяся в 1922 году в Софии. Именно на ней он заявил о себе как певец болгарского народа, которому посвятил весь свой талант.
Наиболее плодотворными были для Майсторы 30—40-е годы, когда он создает живописную систему, в которой реализует свои пластические представления о мире, отличающиеся оригинальностью и подлинной артистичностью. Его декоративно-живописная система близка великолепному колориту народных тканей, ковров.
В поисках своего героя Димитров-Майстора пишет простых крестьян, создавая образы, отличающиеся психологической глубиной и сложностью («Родопский жнец», 1936). Динамичная фигура жнеца, держащего сноп на вытянутых над головой руках, не только демонстрирует пластические возможности мастера, но и представляет образ высокой патетической силы. Но особенно хороши у Димитрова-Майсторы женские образы. Он любит изображать женщин в пору цветения — мать с младенцем среди налившегося яблоневого сада («Мать», 1936). Женские портреты отмечены высокой степенью обобщения, в них художник вплотную подходит к созданию идеального образа молодой болгарской крестьянки, символического образа болгарской женщины («Сельская девушка», 1933; «Девушка из Рыждавицы», 1937; «Девушка из Шишковиц», 1940). Поэтической идеализации женских образов способствуют и использование в системе живописного строя элементов болгарского народного искусства, и преобладание фронтальных композиций, и любовь к ярким открытым цветам — красному, желтому, зеленому.
Одно из центральных мест в творчестве Майсторы занимает эпическое произведение — триптих «Свадьба» (1935). Ему предшествовали большая подготовительная работа, детальное изучение быта болгарского села. Центральная часть триптиха — «Невеста ведет хоро». Животворящее солнце — главный герой картины. Луч солнца как бы обводит светящимся контуром все фигуры, цветы, фрукты, организует движение и определяет живописный и пластический строй картины, краски которой будто замешаны на солнечном свете.
До конца своей жизни Димитров-Майстора остался верен избранному пути, своим героям — людям из народа. После революционных событий 9 сентября 1944 года он вместе со своими героями приветствовал народную власть. Димитров-Майстора был народным художником НРБ, лауреатом Димитровской премии.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.