Тадеуша Маковского считают одним из самых значительных польских художников XX века. Его полотна, наполненные большим лирическим чувством, привлекают искренностью, своим особым поэтическим миром, добротой. Внешняя его жизнь небогата событиями, зато внутренняя поражает интенсивностью и напряженностью, поисками своей правды в искусстве, удивительной художнической взыскательностью. Маковский происходил из скромной чиновничьей семьи. Когда мальчику пришла пора учиться в средней школе, родители переехали в Краков. После окончания им школы в семье случается довольно заурядный конфликт — отец Маковского желает видеть в нем математика, юноша же чувствует неодолимую склонность к гуманитарным наукам и искусству. Мать поддерживает сына, и в 1902 году Маковский поступает в Краковский университет, где изучает философию и филологию. Годом позднее, не прерывая занятий в университете, юноша начинает заниматься в Краковской Академии художеств. Через три года, внутренне определившись, Маковский оставляет университет и полностью отдается изобразительному искусству. В Академии его учителями были признанные польские живописцы — Ю. Мехоффер и пейзажист Я. Станиславский. Маковский заканчивает Академию с серебряной медалью и решает поехать для дальнейшего совершенствования в «столицу художников»— Париж.
В 1908 году, после короткого пребывания в Мюнхене, молодой поляк поселяется в Париже. Он предполагает пробыть здесь год, но жизнь его складывается так, что уже до самой смерти он не покидает Францию. Однако, как и его великий соотечественник, Шопен, Маковский остался польским мастером, как по истокам, так и по несомненной национальной окраске своего искусства.
Поначалу самое большое впечатление на молодого живописца производят внушительные декоративные панно Пюви де Шаванна, и под их влиянием начинается «фресковый» период в творчестве Маковского. Он определяется тем, что свои полотна художник строит по законам фресковой живописи, выдерживая плоскость, добиваясь гармонии неярких цветов, декоративности композиции. Вскоре бурная художественная жизнь Парижа заставляет Маковского произвести переоценку ценностей — Пюви де Шаванн кажется ему архаичным, принадлежащим прошлому веку. Польский живописец начинает пользоваться советами и уроками А. Ле Фоконье, одного из известных представителей французского современного искусства. Доктрина кубизма набирает в эти годы наибольшую силу и наибольшее число последователей, среди которых оказывается и Маковский. Постепенно художник разочаровывается в возможностях кубизма. В своем дневнике, который он вел на протяжении всей жизни, Маковский записывает в декабре 1913 года: «Я предпочитаю писать реально. Материальная вещественность образа в живописи — это его богатство. Я хочу красками созидать жизнь».
Возвращение к реалистическому искусству происходит под влиянием изучения произведений П. Брейгеля, Рембрандта, малых голландцев, а также в процессе работы с натуры. Каждое лето художник выезжал в Бретань и Овернь, где писал пейзажи и портреты.
Начиная с 1918 года главными героями полотен художника становятся дети; художник находит свою тему, которую будет разрабатывать до конца жизни. В 1922 году, под впечатлением маленького деревенского концерта, Маковский создает одну из лучших своих картин — «Детская капелла». Она представляет собой группу из четырех детей с пищалками и барабанами, дающих «концерт» перед входом в трактир; их окружают птицы и животные — петух, канарейка, кот, а из окна выглядывают слушатели — три девочки. Исследователи творчества Маковского отмечают, что мир детей художник показывает как бы изнутри, глазами самих детей, у него нет сладковатого умиления сюсюкающего взрослого — этот мир он представляет с подлинной серьезностью и добротой. Живописный строй картины — звучные яркие цвета, схематизация рисунка, упрощенность и обобщенность изображений — в какой-то степени опирается на неопримитивные формы искусства — собственно детские рисунки, творчество Анри Руссо (его влияние на Маковского давало повод друзьям художника называть его «польским Руссо>). В конце 20-х — начале 30-х годов сюжеты Маковского несколько трансформируются — дети по-прежнему главные персонажи его полотен, но их изображения приобретают большую гротескность, они становятся похожими на маленьких деревянных куколок, разыгрывающих театрализованные представления («Маскарад», 1928; «Маленькая семья», 1928; «Парад с фонарем», 1931, и другие). Однако это не лишает творчества Маковского своеобразного поэтического лиризма и чуть грустной эмоциональности.
Художник умирает неожиданно, в расцвете дарования. Его друзья и почитатели организуют «Общество друзей Тадеуша Маковского», поставившее своей целью сохранить творческое наследие польского мастера. В 30-е годы они организуют персональные выставки Маковского в Париже, Венеции, Вене; в годы войны проявляют немало сил и мужества для того, чтобы уберечь полотна живописца. В 1954 году состоялось триумфальное возвращение холстов Тадеуша Маковского в Польшу, где они занимают сейчас почетные места в музеях и собраниях Варшавы, Кракова, Познани.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.