Европейское искусство XIV столетия знаменательно тем, что в это время ломаются многие старые художественные представления и открываются новые горизонты. Италия устремляет свои интересы к античности, а через нее — к окружающему миру и человеку. Другие европейские страны (расположенные к северу от Альп) продолжают оставаться верными старым традициям, но тоже по-своему переживают всеобщее стремление к обновлению. И хотя античность для этих стран не становится художественным идеалом, черты нового мировоззрения дают о себе знать во всех областях искусства, в особенности в скульптуре и книжной миниатюре. Художники, формально оставаясь в рамках готических традиций, обращаются к таким задачам, решение которых неизбежно приводит к разрушению всей художественной системы средневековья. Но кризис наступает позднее, а пока, в середине XIV столетия, новое мировоззрение уживается со старым.
Среди скульпторов этого времени можно назвать довольно много имен (сам этот факт уже свидетельствует о новых веяниях) в том числе знаменитых Парлеров, работавших в Южной Германии и Богемии, Мастера Бертрама из Гамбурга и работавшего во Франции Андре Боневё, Жана из Камбре, Жана Льежского. Всех их объединяет не только стилевое единство, хотя они работают в разных областях Европы, но и потребность выражать одни и те же идеи. Своим творчеством они свидетельствуют о новом этапе развития искусства.
О Жане Льежском мы имеем немало для той эпохи документальных свидетельств. Их записали и сохранили архивариусы французских королей, труд которых нельзя переоценить в наши дни. В многочисленных документах того времени упоминается Жан из Льежа, «мастер по изготовлению гробниц, живущий в Париже». Другое его имя — Жан (Эннекен) де ла Круа. (Иногда его путают с неким Жаном Льежским, который несколькими десятилетиями позже работал вместе со Слютером в Бургундии.)
Жан Льежский был по происхождению фламандец. Есть свидетельство, что он учился ремеслу скульптора у Жана Пепина из города Юи, расположенного в окрестностях Льежа.
Свой жизненный путь Жан направляет по стопам Пепина, который уже в 20-х годах XIV века состоял на службе у короля Франции. Жана тоже привлекает Париж и жизнь столицы. Он едет туда, довольно скоро завоевывает себе известность и становится придворным скульптором французского короля Карла V. Он работает для королевской семьи и наиболее знатных сеньоров Франции. Жан возглавляет большую мастерскую, где было создано много прекрасных скульптурных произведений, большей частью гробниц, на изготовлении которых специализировался мастер.
Одной из первых работ скульптора была гробница Жанны Бретанской, жены графа Робера Фландрского (1361). Этот небольшой мавзолей был установлен в церкви доминиканцев в Орлеане и не сохранился.
Как известно, коронованные и высокопоставленные особы в эпоху средневековья создавали свои погребальные монументы еще при жизни. Это произошло и в 1368 году, когда Карл V заказал отдельную гробницу для своего сердца, приказав поставить ее в соборе в Руане: «Мы хотим, чтобы наше сердце покоилось там после того, как мы, по воле Божьей, уйдем из этой жизни». Вместе с Жаном Льежским над этим заказом работал Жан де Марвиль.
Гробница, от которой тоже, к сожалению, ничего не сохранилось, представляла собой монументальное архитектурное сооружение, окруженное статуями святых, помещенными на консолях. В центре на саркофаге лежала фигура Карла V. В правой руке он держал свое сердце.
В 1372 году Жан создает в аббатстве Монбюиссон гробницу короля Карла IV и его жены Жанны д'Эврё. Еще при своей жизни Карл писал в своем завещании, что он хочет, чтобы его тело было захоронено в Сен-Дени, сердце — в Париже, а внутренности — в монастыре Монбюиссон. Карл V в точности выполнил волю своего отца.
Небольшой монумент, созданный Жаном Льежским, был сделан из черного мрамора, а лежащие на нем фигуры — из белого алебастра. Сохранившиеся фигуры королевской четы (Лувр) имеют портретное сходство со своими прототипами. В свое время они были раскрашены и позолочены, что еще больше подчеркивало их натуралистичность. Ногами они попирают льва и собаку — символы королевской власти и супружеской верности. В левой руке каждой фигуры — мешочек с внутренностями. Современному человеку трудно понять смысл такого рода изображений. Дело в том, что они отражают отношение средневековья к смерти и заключают в себе идею бренности всего земного, неизбежности смерти, которая не щадит даже королей. Они одновременно утверждают и то, что память о сильных мира сего сохранят потомки.
Мастер Жан был также автором гробницы Жанны д'Эвре в Сен-Дени, гробницы английской королевы Филиппы д'Эно и других. Все они были сооружены по одному типу и сочетали в себе сложный композиционный замысел, символический подтекст и высокое техническое мастерство.
Творческая деятельность Жана Льежского соприкасается с одним из интереснейших явлений в истории французского искусства. Ведь к тому времени, когда скульптор приехал в Париж, то есть к середине XIV столетия, местные скульптурные мастерские приходят в полный упадок и уже не создают ничего нового. С появлением на художественном горизонте Франции мастеров, приехавших с севера (как Жан Льежский или Жан из Камбре), французская скульптура возрождается, ощутив прилив живительной силы. Так продолжается до конца XIV века, когда в Бургундию съезжаются лучшие художники Европы. Они, независимо от национальной принадлежности, создают произведения единого стиля, который можно смело назвать предвестником Ренессанса.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.