Известный французский критик и живописец Э. Фромантен, великолепно знавший голландское искусство XVII века, удачно определил сущность пейзажного жанра. Он писал: «Тот, кто говорит о каком-нибудь одном уголке северной страны с водою, лесами, морскими горизонтами, тем самым говорит о вселенной в миниатюре. Самая маленькая страна, изученная добросовестно, согласно вкусам и инстинктам наблюдателя,
превращается в неисчерпаемую сокровищницу, изобильную, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато ими человеческое сердце». Эти слова можно в полной мере отнести к голландскому пейзажу 20—30-х годов XVII столетия, одному из периодов расцвета этого жанра. Развитие голландской живописи этого времени проходит под знаком формирования национального самосознания, обретающего силу после долгого чужеземного владычества. Это находит в пейзаже свое ярчайшее воплощение — художники вдохновляются природой своей родины, открывая в ней все больше и больше нового.
Еще одна интересная особенность пейзажа этого времени — его жанровая разветвленность. Среди пейзажистов происходит специализация в очень узких областях жанра. Появляются художники, которые пишут только городские или только лесные пейзажи, ограничиваясь одной определенной областью живописи. Причина такого разделения в том, что картина в это время воспринимается не только как предмет эстетического наслаждения или как украшение, но и как предмет торговли. Понятия художника и ремесленника сливаются, ремесло становится искусством, а искусство — ремеслом. Стремясь повысить свою производительность и мастерство, живописцы разрабатывают ограниченное количество тем, не боясь повторяться из одной картины в другую.
К таким художникам, приверженцам не только одного жанра, но и одной темы, можно отнести Яна Порселлиса. Он был типичным представителем «малых голландцев» в пейзаже.
Этот художник идет по пути реалистического искусства. В его творчестве уже трудно обнаружить элементы нидерландской традиции с ее схематическим видением окружающего мира. Для него важнее не обобщенность, а конкретное состояние природы, та эмоциональная среда, которую открывает человек в, казалось бы, безжизненной материи. «Вхождение» человеческих чувств в образ природы — отличительная черта искусства Порселлиса.
Порселлис был фламандцем — он родился в Антверпене. В этом же городе он стал мастером-живописцем в 1617 году. Но слава пришла к художнику в Голландии, куда он регулярно приезжал и где с 1620 года стал жить постоянно. Современники высоко ценили его картины. Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших пейзажистов. К голландскому периоду жизни художника относится также его соревнование с двумя мастерами ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном (о нем рассказывает ван Хоогстраген в своей «Школе живописи»), Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим. Порселлис был очень производительным художником. Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю. Однако его полотна фламандского периода неизвестны. Мы можем судить только о его зрелом
творчестве.
Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана. Он редко вводил в свои картины какие-нибудь посторонние сюжеты (как это делал, например, его современник Ян ван де Капелле). Порселлиса интересовало только море, все остальное: людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал только в связи с ним. Даже такое трагическое событие, как гибель судна во время шторма, превращается в трактовке Порселлиса (например, в картине из гринвичского морского музея) в увлекательный эпизод, волнующий лишь группу столпившихся на берегу людей.
Важнейшим средством создания эмоциональной атмосферы в картине Порселлиса была колористическая гамма. Он мастерски передавал пространственное и атмосферное единство изображенного им уголка природы, вкладывая в цветовые и световые эффекты всю силу своих собственных переживаний. «Главная сила его марин заключается в мастерском рисунке волн, какого впоследствии не удается достигнуть ни одному голландскому маринисту XVII века, и в замечательном созвучии волнующегося моря и быстро бегущих, разорванных облаков с просветами светло-голубого неба»,— писал о нем известный советский историк искусства Б. Р. Виппер.
Пожалуй, наибольшей эмоциональной насыщенностью обладает картина Порселлиса «Буря на море» (Старая Пинакотека, Мюнхен). Напрашивается сравнение с одноименным произведением Яна Брейгеля, созданным более чем на полстолетия раньше. Как похожи эти картины, и какая между ними разница! Ведь их разделяет целая эпоха в развитии пейзажа.
Несколько кораблей среди бушующих волн, рвущиеся облака и мглистое небо — вот и все, что изображено на этих полотнах. Но сколько чувств и мыслей скрывается за этой кажущейся простотой. Брейгель говорит о человеческой трагедии, возводя ее в космический масштаб, возвышая над жизнью и превращая в борьбу мировых стихий. Порселлис не менее трагедиен. Но его трагедия — мир чувств художника, мир человеческой души. В этом проявился больший демократизм искусства XVII века, его открытость самым широким слоям человеческого общества.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.