В начале XVII века живопись во Фландрии переживает период бурного расцвета. Увеличивается число художников и мастерских, а также расширяется круг заказчиков. Главным из них была церковь, нуждавшаяся в больших алтарных образах, способных не только заинтересовать зрителя своим сюжетом, но и захватить его эмоционально. Вместе с тем картины должны были соответствовать пышности барочного стиля, воцарившегося в Европе в то время. Другим заказчиком было дворянство, которое предпочитало украшать свои замки и дворцы огромными картинами-панно. В них изображались сцены охоты, лесные пейзажи, религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты. Мало кто из художников, помимо Рубенса и Иорданса, мог работать сразу в нескольких областях живописи. Поэтому среди живописцев происходила специализация, не такая узкая, как в Голландии, но соответствующая делению живописи на жанры. Далеко не последнее место среди этих мастеров занимал Абрахам Янсенс, мастер фигурных композиций.
Янсенс был одной из интереснейших фигур в кругу антверпенских художников первой трети XVII века. В отличие от большинства, которое находилось под громадным влиянием Рубенса, Янсенс имел в живописи свое собственное лицо. Одно время он даже был единственным соперником великого живописца. При этом Янсенс сам не был свободен от обаяния Рубенса. Но он умело сочетал это с традициями старого нидерландского романизма и караваджизма.
Янсенс родился, жил и умер в Антверпене. Этот город уже с XV столетия считался одним из главных центров фламандского искусства. Здесь была основана и процветала знаменитая гильдия (своеобразный союз живописцев) святого Луки. Надо сказать, что из всех видов искусства именно живопись почиталась в Антверпене, да и во всей Фландрии, больше всего. Поэтому все мастера стремились в этот город, в котором мирно уживались самые разные, порой совершенно противоположные направления живописи. Перед начинающим художником открывался неограниченный выбор манер и стилей.
Янсенс поступил учиться к Я. Снеллинку, верному последователю Мартина де Boca и, следовательно, представителю позднего маньеризма. В 1598 году Янсенс едет в Рим. Рим в то время исполнял в Европе ту же роль, что и Антверпен во Фландрии. Сюда стекались лучшие силы европейского искусства, здесь формировались новые направления. Одно из них, ставшее впоследствии известным под названием караваджизм (по имени его основателя Караваджо), входило в моду. Через несколько лет караваджизм распространился по всей Европе. Мало можно назвать художников, в той или иной мере не попавших под его влияние. Янсенс, художник, ищущий и молодой, живо воспринял художественные основы караваджизма. Они, главным образом, заключались в уходе от изобразительных принципов академизма с его отвлеченностью от жизни и склонностью к догматизму. Караваджо открыто обращался к реальной действительности во всех ее, порой даже грубых, проявлениях. Он также совершенно пересмотрел законы композиции, освещения и изображения тела в движении. Все эти новые идеи Янсенс привез с собой на родину.
По возвращении в Антверпен Янсенс становится уже в 1601 году мастером, то есть получает право иметь живописную мастерскую. А в 1606 году его избирают деканом гильдии св. Луки. Он становится одним из первых художников Антверпена, правда, ненадолго, так как в 1608 году возвращается из Италии проживший там несколько лет Рубенс — истинно первый живописец Фландрии.
Тем не менее, Янсенс продолжал вести самую активную творческую деятельность. Из его мастерской в 10-е — 20-е годы вышло огромное количество живописных произведений. Его жесткая, порой становящаяся холодной живописная манера, во многом противостоящая рубенсовской чувственности, несомненно, должна была иметь поклонников.
В картинах этого времени (например, «Воскрешение Лазаря», церковь Сен-Пьер в Дуэ) мастер умело выявляет то, что дается ему с наибольшим успехом — изображение пластической подлинности человеческого тела. Движение в сложном ракурсе, разнообразные жесты, взаимосвязь фигур и пространственная смена планов — вот в чем сила произведений Янсенса. В другой его картине «Шельда и Антверпен» (1610, Антверпен, Королевский музей изящных искусств)— аллегорическом изображении столицы Фландрии и реки, на которой она стоит — умение делать композицию классически ясной достигает своего апогея. Однако более характерными для последних тридцати лет жизни художника остаются его религиозные произведения, написанные в традиционном для Нидерландов жанре алтарного образа.
Так, например, позднее «Распятие» из музея в Валенсьенне написано с соблюдением всех правил и канонов. В центре — крест с распятым Христом, по сторонам которого два распятых разбойника. У подножия креста — Богоматерь и любимый ученик Христа Иоанн, коленопреклоненная Мария Магдалина и Мария Клеопова. Все фигуры написаны с почти скульптурной осязаемостью, объемностью. Их одежды развеваются пышными барочными складками, особенно красный плащ Марии Клеоповой. Позы распятых разбойников тоже переданы с большим мастерством. Тем не менее, в картине царит ощущение некоторой театральности, искусственности. Это как бы дань рубенсовскому гению, но лишенная его огромной жизненной силы.
Подобное омертвение и повторение своих собственных приемов характерно для позднего творчества Янсенса. Однако это нисколько не преуменьшает его роли во фламандском искусстве. Заслуга Янсенса в том, что он сумел привить на фламандской почве, а отсюда передать и в Голландию, многие достижения караваджизма. Об этом свидетельствуют произведения его учеников караваджистов Г. Сегерса и Т. Ромбаутса.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.