Обычно мы говорим о «ярком таланте» художника в метафорическом смысле, но в применении к Лентулову это определение приобретает свой подлинный, буквальный смысл. «Русский Ярило» — так называл художника критик Л. Варшавский. Александра Бенуа пленял в нем «прекрасный красочный дар».
Лентулов воспринимал окружающую действительность через цвет, тон, насыщенный свет. Этот восторг перед красками мира художник с особой яркостью воплотил в своих полотнах, посвященных Москве. Но круг его тем не был замкнут, столь же увлеченно он писал и среднерусскую природу, и юг, и индустриальные пейзажи, которые были характерны для советской живописи 1930-х годов; его натюрморты всегда отмечены большой композиционной и цветовой выразительностью, не раз обращался Лентулов и к портрету. Аристарх Васильевич Лентулов родился в семье сельского священника в одном из сел Пензенской губернии. Специальное художественное образование он получил сначала в Пензенском, а затем в Киевском художественном училище (1897—1907). В течение следующих двух лет он занимался в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге, потом в студии Ле Фоконье в Париже.
В 1910 году художник обосновался в Москве. Десятые годы в творчестве Лентулова связаны с «Бубновым валетом». Он был одним из организаторов этого художественного общества, участником всех его выставок.
Этот период в творчестве Лентулова отмечен, прежде всего, увлечением большими декоративными панно, где художник дает полную свободу своей любви к открытому цвету и буйной фантазии («Автопортрет», 1915).
В. Маяковский писал о Лентулове и его единомышленниках: «Плеяда молодых русских художников уже начала воскрешать настоящую русскую живопись, простую красоту дуг, вывесок, древнюю русскую иконопись безвестных художников». Лентулова в эти годы влекло и к московской архитектуре, образ которой он воплощал с помощью причудливо-сложных цветовых и фактурных построений («Василий Блаженный», 1914; «Звон», 1915; «У Иверской», 1916). «Василий Блаженный» — это живописное воплощение удивительного восхищения художника перед «каменным нагромождением предков». Художнику хотелось, по свидетельству М. А. Лентуловой, воплотить собор «как бы сразу отовсюду, со всех сторон». Он улавливал в русских храмах и колокольнях какие-то особые черты — чудесную сказочность, стремление русских зодчих воплотить в камне и дереве неземную, дивную красоту. Ведь и возводились эти храмы когда-то «на удивление», «на диво». Лентуловская энергия «смотрения» в чем-то сближалась со зрительным гиперболизмом Маяковского.
На смену открыто фольклорным устремлениям в творчестве художника первой половины десятых годов приходит тяготение к сфере театральной. Лентулов оформляет постановку «Виндзорских проказниц» в Камерном театре (1915), делает макет постановки «Демона» Рубинштейна в Экспериментальном театре (режиссер А. Таиров, 1918). И не случайно уже после Великой Октябрьской социалистической революции, когда действительность позвала живопись на улицу, увлекла идеалом всенародного зрелища, среди первых, кто откликнулся на этот зов, был Лентулов, создавший праздничное, оформление Театральной площади и Большого театра к первой годовщине Октября.
Лентулов развивался вместе со временем. Он искренне и ото всей души хотел быть художником, отражающим современность. В 1926 году Лентулов становится членом АХРР, а затем, в 1928 году, вместе с И. Грабарем, А. Осмеркиным, С. Герасимовым и другими организует Общество московских художников (ОМХ). Живописный язык Лентулова в эти годы меняется, становится более ясным и простым. Он много работает в области пейзажа. В 20-е годы им были написаны известные полотна «Ай-Петри» (1926), «Закат на Волге» (1928). С начала 30-х годов Лентулов интенсивно работает в области индустриального пейзажа. Темперамент художника, острое видение позволяют ему создать интересные монументальные пейзажные образы («Крекинг нефтеперегонного завода», 1931). В портретных произведениях Лентулова психологическая характеристика стала преобладать над чисто живописной, свойственной его ранним работам в этом жанре (портреты Е. С. Карензиной, 1923; В. Г. Дуловой, 1940). В течение всего творческого пути Лентулов оставался выдающимся мастером натюрморта. Его работы «Перец и капуста» (1933), «В эвакуации» (1942) отмечены волшебным даром живописного перевоплощения простых вещей в удивительные и невиданные.
Вся творческая жизнь Лентулова связана с работой в театре. В 1923 году им была создана цветовая партитура к исполнению «Прометея» Скрябина в Большом театре. Музыкально-цветовое единство в декоративных решениях театральных постановок «Испанского священника» Флетчера, «Сказок Гофмана» Оффенбаха принесли Лентулову заслуженную известность.
Много сил отдано было Лентуловым педагогической работе. Он преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, а с 1937 года и до конца жизни был профессором Московского художественного института.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.