Жиллиса ван Конинкслоо, родившегося в Антверпене, многие исследователи считают пионером пейзажного жанра. Ценность и важность картин художника подчеркивал и его современник Карел ван Мандер, написавший своего рода историю фламандского искусства в биографиях.
Ван Конинкслоо много путешествовал, побывал в Париже и Орлеане, объездил Италию. Будучи одним из членов семьи потомственных художников, он в 1570 году становится «мастером>, то есть входит в состав антверпенской гильдии живописцев. Однако жизнь на родине тяжела из-за обострившейся идеологической и религиозной борьбы. В 1585 году художник вынужден эмигрировать сначала во Франкфурт, а потом в баварский город Франкенталь. Там он встречает целое сообщество нидерландских живописцев-эмигрантов, во главе которых вскоре становится сам. Десять лет проводит здесь художник и только в 1595 году возвращается в Амстердам.
История жизни ван Конинкслоо очень типична для того времени. Если в первой половине XVI века голландские живописцы переезжали в Антверпен, то во второй половине уже фламандцы едут в Голландию, а вместе с ними туда попадают нововведения фламандской школы живописи. При этом фламандскому влиянию подвергаются и местные немецкие мастера. Среди них можно назвать, например, Адама Эльсхеймера, уехавшего позже в Рим.
Ранние годы ван Конинкслоо остаются для нас в полной неизвестности. Он был учеником П. ван Альста и Я. Мостарта, создавших формулы идеальной, по их понятиям, красоты на основе произведений Леонардо и Рафаэля. Несомненное отражение этих формул можно видеть у ван Конинкслоо там, где он берется за изображение отдельных фигур или сцен.
Самое раннее из дошедших до нас произведений художника — «Суд Мидаса» из Дрездена. Оно датировано 1588 годом и свидетельствует о прочной связи автора с традициями нидерландского пейзажа начала XVI столетия. Это тот же, что и у Брейгеля, «космический» пейзаж, с открывающимися бесконечными пространствами, отражающий все многообразие природной жизни. При этом художник придерживается той цветовой схемы, которая стала наиболее характерной для раннего европейского пейзажа. Он как бы «окрашивает» пространство в три цвета, по мере удаления, от переднего плана переходя через коричневые и зеленые цвета к голубому. Схема эта была основана на реальных натурных наблюдениях.
Но наиболее характерными для зрелого творчества ван Конинкслоо стали другие произведения — более конкретизированные лесные пейзажи. Вместе с их появлением обрел силу иной тип отношения к природе. Если раньше художник находился вне ее, был лишь объективным свидетелем, а не соучастником, то теперь он как бы живет внутри природы. Широкие пространства, глубокие впадины и бесконечные высоты сменяются лесными опушками, перелесками, полянками. Уходит фантастичность, приходит реальность.
Однако ван Конинкслоо продолжает по традиции вписывать в пейзаж различные аллегорические и мифологические сцены. В эрмитажной картине с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах сюжет играет второстепенную роль. Однако художник наполняет все пейзажное пространство человеческими фигурами, ведя подробный рассказ. Он изображает тот момент античного мифа, когда Латона, мать Аполлона и Артемиды, преследуемая, по приказанию Геры, огромным змеем, приходит в Ликию. Она просит у крестьян разрешения напиться воды из озера, но они, не узнав богиню, отказывают ей. В наказание Латона превращает их в лягушек.
Фигурки персонажей выполнены, возможно, даже не самим художником, а кем-нибудь из его учеников. Но не в них суть картины. Главное — это пейзаж, принадлежащий кисти несомненно большого мастера.
Художник изображает лесную чащу, явно стремясь припугнуть зрителя: пишет деревья с преувеличенно толстыми и закрученными стволами и торчащими, наподобие лап фантастических животных, корнями. Конинкслоо хочет удивить того, кто будет смотреть его картину, и своим мастерством, и достоверностью изображения.
Природа в его пейзажах еще противостоит человеку, но у художника с ней уже установились определенные отношения. Ее делает он выразителем своих чувств и мыслей. Через несколько десятилетий, в середине XVII столетия, художники станут поверять зрителю свои настроения, переживания через образ природы. Но пока этого еще не произошло. Конинкслоо в своих пейзажах делает первые шаги навстречу природе. В этом значение его творчества.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.