«Малыми жанристами» можно по праву назвать художников круга Венецианова, впитавших принципы его педагогической системы. Предвозвестники передвижников, они оставили заметный след в истории русской живописи первой половины XIX века. Имена А. Тыранова, Л. Плахова, А. Денисова, Е. Крендовского, Н. Крылова, Г. Сороки — живая связь традиций реалистической живописи Венецианова 1820—1830 годов и критического реализма Федотова конца 1840— 1850-х годов. В своей совокупности они и являют собой «школу Венецианова». Созданное частным иждивением небогатого художника, ютившееся в его небольшом имении Сафонково Тверской губернии и в петербургской квартире, это неофициальное учреждение, просуществовав более двадцати лет, успело приобщить к искусству около семидесяти человек, людей неблагородного сословия и простого звания.
Лавр Кузьмич Плахов, «сын беднейшего полковника», был отдан отцом известному литографу К. П. Беггрову в шестилетнее обучение. Здесь его увидел Венецианов, и в 1829 году начинаются его занятия в «школе». В 1830 году на выставке в Академии художеств уже экспонируются две работы молодого художника — жанр и пейзаж: «Крестьянский мальчик на берегу» и «Вид Большой Охты». Так определяется круг его творческих интересов. Работая у Венецианова, Плахов пишет жанровые сцены и портреты, а, занимаясь (с 1832 года) в Академии художеств у М. Н. Воробьева, отдает предпочтение бравурно-романтическим морским пейзажам с рыбаками, парусниками, ночными сценами. В этом раздвоении сказывается и начинающийся кризис самой школы Венецианова, которая испытывает материальные затруднения и все более усиливающееся влияние Академии художеств, где сияла столь притягательная звезда Брюллова.
Творчество Плахова сумбурно, непоследовательно, как непоследователен был и сам характер художника, метавшегося из крайности в крайность. Свои лучшие вещи он создал, следуя принципам Венецианова — пристальному изучению натуры, продуманности линейного, композиционного и цветового построения картины. Это были работы в области городского жанра, которые могут считаться первыми в русской живописи. Герои его полотен — люди низших сословий: ремесленники, извозчики, водовозы, дворники. Картины его представляют собой своеобразные «физиологические очерки», те «картинки русских нравов», которые были особенно распространены в литературе и графике 1840-х годов. Таковы его работы 1830-х годов — «Каменщик», изображающий молодого ладного мастерового в фартуке с типично русским лицом, «Кучерская в Академии художеств», показывающая несложные сценки кучерского быта. Они не претендуют на обстоятельный рассказ и ограничиваются лишь трезвой констатацией виденного. Живопись их плотна, часто темпераментна и импульсивна до небрежности.
В 1840-е годы Плаховым создаются серии, посвященные кузницам и столярным мастерским. В них ощущается уже большая осознанность композиционного построения и живописной проработки. Его работа 1845 года «В кузнице» привлекает естественной непритязательностью изображенного мотива: логичностью отобранных деталей, колоритом, убедительно организованным на игре горячих отсветов жарко пылающего горна. Столь же привлекательна и «Столярная мастерская» (1845), Мы оказываемся свидетелями деловой атмосферы мастерской с ее характерными и немногочисленными приметами «времени и места».
Эти произведения остались вершинами творчества художника. Плахов, часто повторяя излюбленные мотивы, делал судорожные попытки расширить свой кругозор, продолжить образование. В этих целях он после окончания Академии отправляется за границу в Германию. Но тщетны были его попытки открыть в своем творчестве какие-то новые резервы. Он вынужден возвратиться домой и признать, что может быть только «русским жанристом». К сожалению, пребывание Плахова за границей оказалось не совсем безрезультатным — он пытается сочинять картины на сельские сюжеты («Рассказ солдата» и др.), но они страдают такой фальшью и упадком живописного мастерства, что даже Академия отказывается их принимать. И сам Венецианов с горечью признает, что «фантастики-немцы положительное у него все вывеяли».
По-разному складывались судьбы учеников Венецианова. Одни в силу житейских трудностей рано сходили со сцены (Н. Крылов, А. Денисов), другие благополучно работали для Академии (А. Тыранов, Г. Михайлов), третьи исчезали совсем бесследно, растратив запас творческой энергии и возможностей. Таков был итог и Лавра Кузьмича Плахова. Он оставляет живопись, пытается заняться фотографией, а в 1881 году умирает в Петербурге нищим и всеми забытым.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.