Нередко детские впечатления оказываются самыми яркими в жизни человека... Один из крупнейших представителей литовской графики Йонас Кузминскис родился в местечке Бетигала, в семье крестьянина. От ранней весны до глубокой осени мальчику приходилось пасти стадо, ходить в ночное. «Целые дни я проводил наедине с природой»,— вспоминал художник о своем детстве. Пастушок Йонас все время лепил, возился с глиной, одушевляя грубую материю. Природа одарила юношу: его тянуло к музыке, и он хорошо играл на скрипке; в годы гимназии стал писать стихи. Но главным — была живопись. Он копировал все, что попадалось под руку: любые картинки — из книг, журналов, открыток.
Когда Йонасу было 19 лет, его художественные опыты получили первое одобрение. Журнал «Культура» объявил конкурс на виньетки и иллюстрации, и начинающему художнику, пославшему свои работы, дали вторую премию. В 1927 году, покинув Расяйняй, он едет в Каунас поступать в художественное училище. В самом начале учебы он уже определился как график — в студенческие годы появилось много графических работ. Первоначальный разнобой тематики и стиля в них вытеснялся постепенно определенностью темы, единством манеры выражения. Особенное место в своих гравюрах художник уделяет сценам сельского труда, народным типам («Собирательницы льна», «Косарь», «Пахарь», «Осенние работы»). Чувства художника богаты оттенками — от мягкой лиричности до суровой торжественности. Художник трактует изображаемое то как жанровые эпизоды, то как эпические события. Первые работы, посвященные жизни и труду крестьян, говорили о внутренней определенности художника, выбравшего свой собственный творческий путь. С 1933 года Кузминскис оформляет детский журнал «Жибурелис», в журнале «Культура» помещает заставки и концовки на антивоенные темы, гравюры. Сотрудничество в журнале, где воспроизводились работы Ф. Мазереля, Г. Гросса, К. Кольвиц, укрепляло демократические взгляды Кузминскиса. Некоторое время творчество Йонаса Кузминскиса развивается под знаком увлечения тем или иным художником-классиком. В его работах 1932—1933 годов заметно влияние русской школы графики. В 1935— 1939 годах он, увлекшись литографией, обратился к наследию великого мастера литографии Оноре Домье, и некоторые графические листы не только сатирической трактовкой темы, но и манерой исполнения напоминали стиль французского художника («1936 год в Испании», «Любители футбола»). Но к какой бы технике художник ни обращался, лейтмотивом остается тема труда, которая становится программной в его творчестве: «Человек труда, его жизнь и работа — это самые мои любимые темы». В 40-е годы Кузминскис выполнил ряд офортов, посвященных труду гравера. Из темы труда, особенно сельского, пейзаж выделяется у него в самостоятельный жанр. Он создает ряд офортов и гравюр на дереве, проникновенно передающих природу — обжитость, обаяние каждого уголка («Панемужский сосняк», «Брод через Дубису»).
Одной из главных тем в зрелом творчестве Кузминскиса были городские пейзажи Вильнюса, созданные в несколько этапов: 1942 — 1943 гг.— первый цикл, 1946— 1947 гг.— второй, 1956—1957 гг.— третий. Замечательный мастер графики, Кузминскис, в зависимости от темы, свободно варьировал технику: обрезная ксилография, офорт, линогравюра, ксилография. Диапазон творчества художника обширен: он свободно переходит от камерности сельского уголка к монументальным архитектурным ансамблям, от портретов современников к сказкам, от индустриального пейзажа и многочастных композиций к экслибрисам («Портрет народной художницы И. Наливайкене», «Брод через Дубису», «Вильнюс. Костел Анны и Михаила», «Портрет П. Вайчунаса», «На кирпичном заводе», «Урожай государству»).
Но была единственная область графики, которой Кузминскис оставался неизменно преданным — книжная иллюстрация. Художник оформил десятки книг литовской классики. Это — «Мельница Балтарагиса» К. Боруты, «Эгле, королева ужей» С. Нерис, «Аникщайский бор» А. Баранаускаса, «Братская поэма» Э. Межелайтиса, сборники А. Страздаса. Характер книги подсказывает оформление: используются элементы народной ксилографии, игра деталей, сопоставления.
С книгой связана еще одна область творчества Й. Кузминскиса — экслибрисы. Они остроумны, легко читаются, выразительно характеризуют индивидуальность владельцев. В своем творчестве Кузминскис свободно пользуется особенностями литовской народной графики: сначала это формальный прием, позже — глубоко усвоенный метод.
Й. Кузминскис один из первых воплотил трагедию Пирчюписа. Символизировать смысл гравюры художнику помогают приемы литовских лубков. От них в листе «Трагедия Пирчюписа» и плоскостность, и грубоватая штриховка, разномасштабность, простонародная массивность человеческих фигур. Художник любит в народной гравюре простоту, наивность, национальный облик. Национальное для него имеет особенную ценность. Вот почему так значительны серии эстампов Йонаса Кузминскиса на темы литовских народных песен и как продолжение их — эстампы на темы революционных песен. Созданные в годы творческой зрелости, они воплотили мотивы и дух национальной литовской культуры.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.