Со смертью Кёсая, говорили его современники, наступил конец классического вида японского искусства — гравюры укиёэ. Сейчас мы знаем, что и после Кёсая были мастера, работавшие в традиционных формах укиёэ. И все же именно в личности Каванабэ Тоику (таково настоящее имя мастера) воплотился дух старого японского художника — мудрого и беспечного, насмешливого и немного печального, страстно влюбленного в жизнь во всех ее проявлениях.
Каванабэ Тоику родился в провинции Симоцуке. Семи лет его отдали в мастерскую Утагавы Куниёси, известного мастера школы Укиёэ, хорошего рисовальщика, применявшего в своем творчестве отдельные европейские приемы, такие, например, как светотень. У Куниёси молодой художник оставался недолго, он перешел к Кано Тохаку, который дал ему основное художественное образование, приобщил к глубинным национальным традициям японского искусства. Однако весьма независимый, а подчас резкий характер ученика довольно скоро заставил его уйти от учителя и начать самостоятельную деятельность.
На первых порах молодой художник обратился к пейзажу и рано приобрел известность. Свои многокрасочные пейзажные листы он подписывал Тикамаро (японские художники на протяжении жизни несколько раз меняют имена в соответствии с разными периодами в творчестве. Свое основное творческое имя — Кёсай, вошедшее в историю японского искусства, художник стал употреблять после 1863 года). Ранние ксилографии имеют мало общего с более поздними работами. Они выполнены по всем законам изображения пейзажей укиёэ; в композициях, умело и правильно скомпонованных, присутствуют все обязательные в этом жанре элементы, но индивидуальность мастера здесь еще малозаметна.
Годы творческого становления художника совпали с концом военно-феодального режима правителей из рода Токугава, с периодом назревания буржуазной революции, свершившейся в 1867 году. Кёсай, в отличие от многих японских художников, принимал деятельное участие в политической жизни страны. Его карикатуры и политические рисунки во множестве гравюрных оттисков расходились в массах и вызывали гнев и репрессии правительства.
Один лист называется «Процессия лягушек». В центре изображена толстая лягушка, восседающая на паланкине, который несут несколько лягушек-слуг. За паланкином
с большим листом, как с опахалом, поспешает лягушонок. Вокруг — в доспехах воинов, с мечами, сурово надутые лягушки-охранники. Эта забавная процессия — насмешливая и далеко не безобидная пародия на знатных феодалов. Главная, с комической важностью надутая лягушка пародирует даймё — могущественного князя, в охранниках сразу можно узнать воинственных самураев. За этот рисунок художник был подвергнут тюремному заключению. Рассказывают, что, выйдя на свободу, «исправившийся» Кёсай сделал другой рисунок кистью под названием «Перемена мест. Лягушки казнят змею». В этой композиции лягушки представлены в героическом свете. Они убивают огромную, свирепо скалящую пасть, змею. За этим нельзя не увидеть демократических настроений художника.
До революции 1867 года Кёсая трижды сажали в тюрьму по политическим мотивам, однако и при новом режиме он находил достаточно поводов для насмешек — трения с властями были его уделом до конца жизни.
Жизнь Кёсай вел бурную и неупорядоченную. Независимость от традиции, в смысле вольной ее интерпретации, а не ремесленного копирования, точность рисунка, мастерство композиции, юмор сближают Кёсая с великим мастером укиёэ Хокусаем. Отдельные работы из альбомов «История живописи в изложении Кёсая» (4 тома) и «Собрание изображений соколов и другие сюжеты» (5 книг) по общей монументальности превосходят Хокусая. «Удар кисти способен определять массу, — говорил Кёсай. — Движение бегущей воды, брызги и струйки дождя, огонь или ветер можно перевести в ясные, точные линии».
Многие свои работы художник подписывал «Сёдзё Кёсай». Сёдзё в японской мифологии — существо с красной шерстью и голосом ребенка, отличающееся любовью к вину. Кёсай был неравнодушен к вину, его влиянием отмечены и многие работы художника. Отношение Кёсая к опьянению роднит его со старыми китайскими и японскими художниками, с их утонченным культом одухотворяющего вина. Из моря классических сюжетов Кёсай часто выбирал темы, связанные с вином и весельем.
Серия гравюр «Семь богов счастья» изображает беззаботную жизнь популярных героев японской мифологии. Одна гравюра показывает веселые забавы Семи Бессмертных. Семеро, занимаясь сочинением стихов, для обретения раскованного поэтического состояния обильно угощались вином и под конец стали со смехом мазать друг друга тушью. От этой большой гравюры веет особой атмосферой духовного состояния, когда радость творчества, радость жизни и радость от общения с близкими друзьями сливаются в одну. Подобные по духу работы мастер иногда подписывал «Буйный Во Хмелю Громоподобный Пьяница». «Кёсай» — также смысловой псевдоним. Иероглиф «сай» мастер взял из уважения к Хокусаю, дабы показать свою преемственность с ним, а «кё» означает «бурный, несвязный, безумный».
Нет необходимости говорить, что поза буйного гуляки снискала Кёсаю славу сумасброда и не доставляла окружающим слишком много неудобств, ибо была в значительной степени маской, составлявшей органическую часть творческой личности художника.
В то время когда гравюра укиёэ быстро теряла свое поэтическое своеобразие, заимствуя, чаще всего неудачно, европейские приемы, Кёсай выступал как архаизатор. В последние годы он лишь немного места стал уделять цветной ксилографии в своем творчестве, перейдя к свитковой полихромной живописи водяными красками и одноцветной тоновой гравюре, которая процветала в Японии до изобретения цветной печати с многих досок. Особенно Кёсай любил изображать соколов и воронов. Его черные вороны считаются лучшими в гравюре укиёэ.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.