Еще не так давно на московских выставках можно было встретить невысокую фигуру Ильи Львовича Слонима. Этот мягкий и доброжелательный человек часто бывал, окружен молодежью. К нему охотно обращались за советами и помощью.
Художник большой эрудиции и знаний, он прекрасно ориентировался
в художественном наследии прошлого, хорошо знал традиции современного искусства. Его заинтересованность судьбами искусства выражалась не только в человеческих и профессиональных контактах с художниками самых разных поколений, но и в часто появлявшихся в прессе статьях, посвященных выставкам, художникам и отдельным творческим проблемам.
Илья Львович Слоним родился в Ташкенте. Скульптура его заинтересовала уже в детстве. В 1921 году семья переехала в Москву, где Слоним окончил Вхутемас. Его учителями и наставниками были И. Ефимов, И. Чайков, В. Фаворский.
В 1931 году работы тогда еще молодого скульптора впервые появились на выставке Общества русских скульпторов (ОРС). С тех пор он стал постоянным участником московских, всероссийских, всесоюзных, групповых и зарубежных выставок.
По характеру своего дарования Слоним тяготел к скульптуре камерной. Он много работал над психологическим портретом, создавал жанровые композиции, натурные этюды. В последние годы жизни его особенно привлекала пластика малых форм.
Источником тем и сюжетов для скульптора была окружающая его современная жизнь с ее интересами и увлечениями. Так, в 20-х — начале 30-х годов, пожалуй, самым ярким и многообещающим видом искусства был театр. Он надолго стал темой творчества Слонима. В технике фаянса и фарфора скульптор создал многочисленные портретные статуэтки и композиционные группы актеров в ролях из произведений Гоголя, Островского. Много работал над серией «Мастера Большого театра».
Хорошо развитое чувство материала и умение работать в разнообразных техниках всегда было сильной стороной скульптора.
В 50-х годах его внимание особенно привлекли дерево и мрамор. Он никогда не прибегал к помощи мастеров-резчиков. Самостоятельно переводя свои работы в материал, дорабатывая и корректируя их, мастер добивался новых художественных качеств скульптуры, увеличивал силу ее эмоционального воздействия на зрителя. Овладение трудным искусством непосредственной работы в материале в свою очередь совершенствовало чувство формы и пластики.
Слоним настойчиво советовал молодым художникам самостоятельно работать в материале, призывая их не лишать себя радости участия в окончательном рождении своего произведения.
Пожалуй, самое большое место в творчестве Слонима занимал жанр портрета. Он предпочитал лепить людей хорошо знакомых. Это позволяло ему точнее выразить свое отношение к портретируемому, запечатлеть неповторимость облика и характера человека. Круг его моделей — писатели, ученые, музыканты, художники. Хорошо известны зрителю портреты Р. Фалька, Д. Кабалевского, П. Антокольского, портретная фигура Д. Ойстраха, терракотовый портрет Эмиля Гилельса и многие другие. Его портреты сдержанны, лишены внешней эффектности и глубоко психологичны.
Интерес к музыке, литературе и искусству прошлого побудил Слонима обратиться к античной мифологии. Эта тема особенно заинтересовала его в последние годы жизни. Появилась так называемая «античная серия», в ней ярко проявилось свойственное мастеру композиционное мастерство.
В таких работах, как «Похищение Европы», «Одиссей и Пенелопа», «Кентавр и Кентавресса», «Орфей и Пегас», точное распределение и организация масс, взаимосвязанность фигур, сложный ритм контуров, воздушная среда, как формообразующий фактор позволяют достигнуть цельного пластического образа. В решении этих вечных тем и сюжетов покоряют поэтичность, искренность и теплота. Стилистически близко к «античной серии» стоят его групповые композиции, посвященные археологии («Реставраторы», «Археологи» и др.). Им свойственна органичность сочетания произведений искусства, воспроизведенных в скульптуре, с фигурами «живых» людей. Он избирал для этих работ терракоту или шамот и компоновал их сразу же в материале, не делая предварительных натурных этюдов. Композиции обобщены, архитектоничны, оставляют ощущение правильно найденных соотношений масс. Профессиональная культура, внутренняя и внешняя гармония и уравновешенность отличают работы Слонима. Скульптор нашел свой собственный пластический язык, который делает его узнаваемым и не похожим на других, мастеров.
Слоним любил повторять слова Родена: «Великий мастер — тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания явлениях. А плохие художники всегда надевают чужие очки». С этим требованием мастер подходил и к своему искусству и к искусству других.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.