Почти вся жизнь Поля Сезанна прошла в провинциальном городе Эксе на юге Франции. Здесь он вместе с Эмилем Золя учился в колледже, посещал школу рисования, безуспешно пытался приобщиться к банковскому делу своего отца и, наконец, полностью посвятил себя живописи. Некоторое время Сезанн жил в Париже, рисовал в академии Сюиса и много времени проводил в Лувре, подолгу размышляя перед картинами старых мастеров.
Но Париж мешал ему сосредоточиться, а Лувр мог посягнуть на его «маленькое ощущение», реализации которого Сезанн посвятил всю жизнь. Одинокая, замкнутая жизнь в Провансе и любимая им южная природа были необходимым условием для решения грандиозных задач, стоявших перед экским мастером.
Его небогатая событиями жизнь вызывает удивление. С юных лет и до последнего дня она была посвящена неслыханно упорному труду. С упрямством и неистовством одержимого Сезанн преследовал свою цель в изучении природы. Он поклялся умереть с кистью в руках, и, как мы знаем, смерть застала его за работой. Он сознательно ограждал себя от всего, что могло помешать его сосредоточенному труду. Его день был подчинен строжайшему режиму. По воспоминаниям его ученика и биографа Эмиля Бернара, «...вставал он рано, шел в мастерскую во всякое время года; с шести часов до половины одиннадцатого он работал в ней; затем возвращался в Экс завтракать и немедленно уходил на «мотив» и работал до пяти часов вечера. Затем он ужинал и сейчас же ложился спать; иногда мне случалось видеть его таким усталым от работы, что он не мог ни говорить, ни слушать». Сезанн сам неоднократно жаловался на свою «привинченность к работе».
Трудно переоценить факт существования Сезанна для судеб современного искусства. Он появился в тот момент, когда живопись в своем настойчивом движении к природе чуть не позабыла, что ее законы, хотя и близки законам природы, но не тождественны им. За месяц до смерти в письме к Бернару Сезанн так объяснял цель своего искусства: «...я неуклонно ищу логичного развития в том, что мы видим и чувствуем в изучении природы, с тем, чтобы вслед за этим привести в исполнение и простыми средствами заставить публику почувствовать то, что чувствуем мы сами и согласиться с нами. Великие, которыми мы восхищаемся, делали только это».
Бернар назвал жизнь Сезанна «размышлением с кистью в руках». Сезанн рассуждал, наблюдал природу, искал ее законы, извлекал из них принципы, которые и применял в живописи. В отличие от импрессионистов Сезанн хотел найти в изменчивой природе ее постоянный элемент, отсюда его наставление: «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса». Это было трудно, так как «всякая придуманная формула легче подчиняется свободному творчеству, чем писанию с натуры». Грандиозность задачи породила метод, исключающий компромисс, но невероятно трудоемкий. По свидетельству Бернара, «он начинал с тени, делая ее пятном; затем это пятно он покрывал сверху более широким пятном и снова крыл его третьим, четвертым.. и так до тех пор, пока все переходы не вылепливали предмет, расцвечивая его в то же время».
Происходило как бы одновременное рождение всех элементов живописи, образующих организм холста. Цвет, контуры, форма, перспектива — все это существовало в постоянном движении и взаимосвязи. Если линия, например, стола наклонялась, то уже выворачивалась плоскость, горизонт уходил куда-то под верхний обрез холста, яблоки были готовы выкатиться из тарелок и только невероятной силой притяжения, царившей в его картинах, удерживались, казалось, на месте («Натюрморт с драпировкой», 1899, Гос. Эрмитаж). Существовала как бы физическая невозможность отделить один элемент живописи от другого. Поэтому деформация предметов, набегание планов, потемнение плоскости по краям не являлись целью Сезанна, как думали многие последователи, а были всего лишь издержкой его метода. Следы размышления оставались на поверхности холстов Сезанна, в них обнажался сам каркас живописи, и эта незавершенность одновременно с очевидностью поисков породила целую плеяду эпигонов-сезаннистов. Они «копировали почерк учителя, не будучи в состоянии понять его мысли». Парадоксально то, что не было, кажется, художника более традиционного, более него стремившегося к простоте и ясности. Сезанн говорил: «Лувр — это хорошая книга для поучения, но он должен быть только посредником между художником и природой». Он всего лишь хотел «поправить» классику через природу и создать из этого нечто значительное и долговечное, именуемое живописью.
И, тем не менее, его живопись воспринималась поначалу как опровержение всего предшествовавшего. Причина заключалась в необычных внешних чертах картин Сезанна. Многие так и не поняли, что эта «внешность» была не целью художника, а результатом более сложных задач, решавшихся Сезанном.
Можно предположить, что, сравнивая свои холсты с любимыми им венецианцами, Сезанн убеждался, насколько в смысле «реализации» они его превосходят. Но каждодневный труд, восприятие натуры и желание ее истолковать поглощали его целиком. Процесс постижения отодвигал «реализацию», но он содержал в себе предпосылки дальнейших преобразований.
Существовало требование времени, Сезанн отвечал ему, сосредоточив усилия на самом главном — возвращении живописи ее первоначального смысла с поправкой на время.
«Быть может, уцелеет память о смельчаке, — сказал однажды о себе Сезанн, — который освободил живопись от ложной традиции, столько же от «независимой», сколько и от «академической», и у которого была неясная мечта возрождения искусства...»
В залах Государственного Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве экспонируются многие полотна великого французского художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.