Фриц Кремер — крупнейший современный скульптор Германской Демократической Республики.
Художественное образование он получил в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства и в бывшей Прусской Академии художеств в конце 1920-х и в 1930-е годы. Среди произведений, созданных Кремером до начала второй мировой войны, большое место занимают портреты. Среди моделей молодого скульптора — преимущественно люди театра и искусства. На их лицах лежит печать мрачной эпохи в истории Германии. В портрете Ханны Бергер (1929) скульптор передает дух сосредоточенной внутренней работы, замкнутости, отгороженности от внешнего мира. Балерину Марианну Фогельзанг Кремер изображает в портрете 1937 года не как блестящую актрису, а как труженицу, утомленную тяжелой работой, погруженную в печаль.
Портретная галерея скульптора-реалиста растет в 1950-е годы, когда он возвращается на родину из-за границы. Рамки его творчества расширяются — он создает исторические портреты («Карл Маркс», 1954), ряд образов близких ему людей, отличающихся непосредственностью и интимностью. Большой выразительной силой обладает портрет драматурга Бертольта Брехта (1957), лаконичный, строгий и вместе с тем наделенный подлинной жизненностью. С Брехтом Кремера связывали годы тесной дружбы. В портрете Арно Мора (1958) скульптор раскрывает образ своего современника, известного в ГДР художника, автора гравюр и монументальных росписей. Кремер любит изображать в портретах представителей молодого поколения, пытливо и внимательно вглядывается он в их лица, находя в них волю и энергию, ощущение радости жизни.
Красной нитью сквозь все творчество скульптора проходит антифашистская тема, которую он воплощает в мемориальных монументах и станковых произведениях. В развитии искусства ГДР 1950-х годов монументальная скульптура — памятники жертвам фашизма, борцам-антифашистам, общественным и политическим деятелям — занимает ведущее место. Именно в этом виде искусства ранее всего были раскрыты принципы искусства социалистического реализма.
В утверждении этих принципов большую роль играет монументальное творчество Фрица Кремера. Еще до возвращения в ГДР он создал памятник жертвам фашизма на Центральном кладбище в Вене (камень, 1947—1948). Крупнейшей работой Кремера является памятник борцам Сопротивления в Бухенвальде (бронза, 1952—1958). Он входит в состав целого архитектурно-скульптурного комплекса, воздвигнутого на месте, где были похоронены узники лагеря. Скульптурная группа Кремера состоит из одиннадцати фигур, показывающих различные чувства людей, противостоявших фашизму — от решимости, воли к победе на одном полюсе до слабости и неверия на другом. Главной идеей монумента Кремера, обладающего большой патетической силой, является выражение силы и величия духа человека, несмотря на тяжесть его страданий. Советский писатель Константин Симонов писал о памятнике: «Человеку свойственно судить о произведении, прежде всего по силе его воздействия на свой собственный разум и собственное сердце. Мне кажется, что Фриц Кремер создал в Бухенвальде великое произведение искусства. Отлитые из бронзы фигуры его памятника смотрят не только в прошлое, они смотрят в будущее. Они не желают, чтобы в этом будущем было забыто то, что было ...Они стояли, стоят и будут стоять, преграждая дорогу фашизму и ныне, и присно, и во веки веков!»
Кремер — автор памятников жертвам фашизма в Равенсбрюке, Ма-утхаузене. Эти памятники — не только дань погибшим, они показывают отношение скульптора к самым сложным и трагическим проблемам истории своего народа. Так, в проекте центральной фигуры для памятника в Маутхаузене Кремер изобразил женщину, символизирующую образ родины, — «О, Германия — скорбная мать» (1961). В этом образе собраны противоречивые горькие чувства — ощущение вины и ответственности перед другими народами, глубокая скорбь о погибших сыновьях, тревога за будущее.
Во многих других произведениях Кремера — «Строитель» (1953, бронза), «Строительница» (1955, бронза, установлены перед зданием ратуши в Берлине), «Читающие рабочие» (гипс, 1962— 1963) — раскрывается тема свободного социалистического труда. Большое место в работе Кремера занимает графика. Он создает серии рисунков по произведениям Бертольта Брехта, циклы литографий «Бухенвальд» (1955—58), «Вальпургиева ночь» (1956). Листы Кремера поражают динамичностью рисунка, страстной экспрессивностью, они воспринимаются как «стенограммы» его чувств и мыслей.
Фриц Кремер оказал большое влияние на многих немецких художников. С 1950 года он руководит мастерской в Академии искусств в Берлине. Суровый и строгий стиль пластики Кремера сложился под влиянием изучения классического искусства и современных течений. Опуская детали, второстепенное, Кремер всегда идет от частного к глубокому обобщению, каждое его произведение становится символом высоких гуманистических идей.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.