Творческая жизнь венгерского скульптора Миклоша Ижо была очень недолгой: три больших памятника, многочисленные портреты выдающихся людей Венгрии, более сорока жанровых скульптурных групп и отдельных фигур созданы им менее чем за пятнадцать лет.
Юность Миклоша Ижо падает на тревожные предреволюционные годы, когда все передовые люди страны живут в атмосфере высоких нравственных идеалов, в ожидании и подготовке социальных перемен. В 1848 году семнадцатилетний Миклош становится активным участником революции. Начиная с 50-х годов в нем постоянно будут жить воспоминания о подвигах в «войне за национальную свободу» (так венгры называли свою революцию 1848—1849 годов). Образы вождей революции, ее вдохновителей войдут впоследствии в галерею созданных скульптором портретов.
После поражения революции, в тяжелые годы реакции Ижо уезжает из родных мест сначала в Вену, где обучается скульптуре у очень известного, но несколько салонного мастера Иштвана Ференци, затем едет в Мюнхен. Ежедневно посещая Мюнхенскую глиптотеку, будущий скульптор вдохновенно изучает особенности греческой и римской пластики. Впоследствии Ижо в своих произведениях постоянно будет опираться на лучшие античные образцы: его «Раненый гонвед» (1869) напоминает «Умирающего галла», а один из лучших бюстов — портрет Пала Альмаши Балога (1864) выдержан в традициях торжественных греческих герм; в некоторых композициях скульптор не скрывает своих заимствований — создавая группу из трех бродячих музыкантов, он называет ее «Цыганский Лаокоон» (1869).
В первой своей самостоятельной работе Миклош Ижо обращается к образу венгерского крестьянина. «Грустящий пастух» (1861 — 1862, мраморная фигура высотой 0,95 м) украшает ныне залы Венгерской Национальной галереи. Статуя явилась тем произведением, которое дало возможность молодому ваятелю сразу войти в ряды создателей передового венгерского искусства. Вместе со своим детищем скульптор возвращается на родину.
1860-е — первая половина 1870-х годов — время творческих исканий и напряженной работы. Скульптор принимает участие во всех конкурсах на создание общественных памятников. В установленном в Дебрецене памятнике, посвященном венгерскому поэту XVIII века Чоконаи (1867), мастер передает момент вдохновенного творчества. Органично сочетая особенности костюма предыдущего столетия, необходимый атрибут поэта — лиру и полное достоинства и мысли лицо, Ижо добивается достоверной убедительности образа. Памятник любимому поэту-современнику Шандору Петёфи остался Ижо незаконченным (так же как и памятник Андрашу Дугоничу). Оба они были установлены по эскизам скульптора уже после его смерти: первый в Будапеште, второй — в Сегеде.
Наряду с монументальными памятниками Ижо создает портреты Ференци Ракоши (1872), Шандора Петёфи (1872), Золтана Петёфи (1873); при удивительно точной передаче индивидуальности, в каждом из этих бюстов ощущаются героическая приподнятость и значительность.
Тем же чувством значительности пронизаны «Голова повстанца» (1868) и «Человек, несущий знамя» (1869), вещи, никогда не выставлявшиеся скульптором, но бережно хранимые в его мастерской.
Однако чаще всего скульптор обращается к крестьянской теме. «Плачущая крестьянка» (1863), «Крестьянка с ребенком, несущая воду» (1863), «Пастух, играющий на флейте» (1862), несмотря на некоторые бытовые подробности, воспроизводимые скульптором, покоряют величием и значительностью. Все они выполнены в мраморе, лица с классически правильными чертами несколько идеализированы. Иной характер носят выполненные скульптором маленькие терракотовые фигурки танцующих крестьян (высотой в 0,25 м), полные жизни и движения.
Сюита «Венгерские танцы» (1864—1870), состоящая из пятнадцати таких фигурок, привлекает свежестью и неподдельным юмором. Старики, юноши с обнаженными торсами и развевающимися покрывалами, женщины в пышных одеждах создают в целом ощущение раздолья, радости, порыва, а главное — того неповторимого вакхического движения, которое захватывает зрителя, вовлекает его в танцевальный ритм, в хоровод.
Преждевременная смерть прервала интересно и плодотворно развернувшееся творчество Миклоша Ижо. И только много десятилетий спустя, в творчестве корифея венгерской скульптуры Ф. Меддьеши, в его знаменитой «Танцующей» вновь проявятся та же пластическая свобода и радость движения.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.