В XV веке Падуя была одним из центров гуманистической культуры. Расположенная на севере Италии, она, подобно Флоренции, привлекала к себе ученых, художников, писателей. Ее университет, основанный в 1222 году, был одним из передовых в Европе. Здесь преподавались самые современные отрасли науки, связанные с эмпирическим знанием: астрономия, математика, медицина. Ведущие гуманисты того времени, изучавшие античную литературу и поэзию, науку и философию, памятники древней письменности и искусства, оказали огромное влияние на культуру этого города. Гуманистические идеалы проникли и в среду художников «ученой», как ее в то время называли, Падуи.
Андреа Мантенью можно назвать одним из первых создателей ренессансного искусства в северной Италии. Он был поистине человеком нового склада, новой эпохи, соединяя в себе разнообразные интересы художника, ученого, гуманиста. Он изучал математику и геометрию, необходимые ему в постижении искусства перспективы, знакомился с современными научными трактатами, увлекался художественным наследием античности и археологией. Все эти разнообразные интересы были подчинены подлинно художественным новаторским целям.
До 1448 года Андреа Мантенья учился у живописца Ф. Скварчоне; в это время он вступил в цех падуанских живописцев. Но стремление к самостоятельности заставляет молодого мастера бросить своего учителя и уже в возрасте семнадцати лет заняться независимым творчеством.
С самого начала своей художественной карьеры Мантенья проявляет все качества широко одаренного мастера. Он — живописец, скульптор, архитектор, гравер, поэт и археолог. И во всех этих областях он работает с огромным упорством, создавая не только монументальные росписи, но и станковые картины и даже рисунки для тканей, костюмов, керамики и гравюр. Энергия, с которой Мантенья создает свои произведения, отражается и на его жизненном укладе. Художник живет на широкую ногу, проявляя твердость, а порой и жесткость в своих денежных делах. Благодаря покровительству маркиза Лодовико Гонзага он добивается собственного герба и рыцарского звания. Так из ремесленного художника, родившегося в семье крестьянина, Мантенья превращается в придворного живописца, блещущего своими талантами и богатствами.
К одной из первых монументальных работ Мантеньи относятся фрески в капелле Оветари в церкви Эремитани в Падуе, к сожалению, большей частью погибшие во время воздушных бомбардировок 1944 года. Они были выполнены Мантеньей совместно с несколькими другими живописцами.
Фрески Мантеньи служат примером нового художественного видения. Здесь и реальное пространство с перспективно сокращающимися в глубину элементами архитектуры, и человеческие фигуры, осязаемые, словно созданные из мрамора или бронзы. Плоскость стены, которую всегда старались выявить средневековые мастера, у Мантеньи как бы перестает существовать. Вместо нее появляется «окно» в мир, сцена, поражающая своей театральной материальностью. Чтобы еще больше усилить иллюзию реального пространства, художник использует знаменитый ренессансный прием «дисотто ин су» (взгляд снизу), когда точка зрения на происходящее действие выбирается мастером ниже линии горизонта. Такова сцена, изображающая шествие святого Иакова на казнь. Прибегая к смелым ракурсам, Мантенья добивается выразительности. И хотя от его фресок веет холодом мрамора, а строго продуманные композиции напоминают по четкости геометрические конструкции, художнику удается передать всю глубину трагизма изображенных им сцен.
В 1459 году Андреа Мантенья переселяется по настоятельному приглашению маркиза Гонзага в Ман-тую. Здесь проходят лучшие годы жизни художника. Он становится признанным членом образованного и утонченного придворного общества, которое собрал вокруг себя маркиз, и пользуется особым покровительством этого великого любителя искусства. По его же заказу Мантенья расписывает опочивальню мантуанского замка.
В отличие от фресок Эремитани здесь все пронизано духом созерцательности и спокойствия. Мантенья стремится создать единый монументально-декоративный ансамбль. И это удается ему в полной мере.
При работе над росписью залы Андреа Мантенья придерживается строгого принципа взаимосвязанности всех композиций. На невысоких стенах он располагает основные композиции, изображающие различные сцены из жизни семейства Гонзага. Поддерживающие зеркальный свод арки заполнены цветочными гирляндами и фигурками маленьких путти. Эти гирлянды как бы завершают основные композиции и подчеркивают конструктивную связь стены со сводом. Своды потолка представляют собой имитацию лепнины с медальонами в виде портретов герцогов Гонзага. Центральная часть этой фрески иллюзионистически изображает отверстие в потолке, сквозь которое видны в перспективном сокращении лица нескольких наблюдателей, фигурки путти и облака. Такие отверстия, предназначенные для освещения интерьера, действительно применялись в архитектуре Древнего Рима. Своим эффектным изобразительным приемом Мантенья предвосхищает плафонные росписи итальянских мастеров 15 столетия. Ценность фресок Камеры дельи Спози (так называлась опочивальня) составляет не только удивительное сочетание оптической иллюзорности и декоративной пышности. Здесь находит свое великолепное разрешение задача создания групповых портретов, которыми, в сущности, и являются большие композиции мастера. Тонкий психологизм и портретное сходство говорят о несомненном мастерстве Мантеньи-портретиста.
Произведения Андреа Мантеньи, как монументальные, так и станковые (а последних сохранилось довольно много), воплощают в себе наиболее характерные идеи раннего Возрождения ,и раскрывают мечту ренессансного человека об античной красоте. Мантенья, преклонявшийся перед величием Рима и считавший себя «первым римским живописцем», всегда стремился сделать из изображенных им людей сильных и справедливых, но жестоких и неумолимых античных героев. В этом состоит своеобразное восприятие античной культуры, свойственное всей эпохе кватроченто, величайшему периоду в истории итальянского искусства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.