С именем японского художника Тойо Ода, больше известного под псевдонимом Сессю, связан высокий расцвет живописи во второй половине XV века. Самый известный и высоко почитаемый в Японии мастер пейзажа, Тойо Ода сыграл выдающуюся роль в истории всей японской культуры, становлении ее самобытности.
До нас дошло значительное число работ, имеющих подпись художника, и еще больше — приписываемых ему. Большинство из них пейзажи, исполненные черной тушью. Кроме того, в 1479 году он написал портрет знатного сановника Масуда. Но главная заслуга Тойо Ода — перенесение на японскую почву сложившейся в Китае системы монохромного пейзажа, полного философской значительности и высокой духовности.
В своей эволюции японская живопись первой половины XV века постепенно подходила к решению тех задач, которые в течение нескольких веков были в центре внимания многих поколений китайских художников.
В юные годы Тойо Ода изучал и копировал произведения выдающихся китайских художников, во множестве привозившихся с континента наряду с книгами и рукописями. В 1468 году он уехал в Китай, пробыв там более года. Там были исполнены самые ранние из известных его работ — «Пейзажи четырех времен года», близкие по стилю современной им китайской живописи. Художник добивался в них в первую очередь легкости и естественности работы кистью, свободы композиции как залога совершенства выражения образа природы.
В многовековой практике и эстетической теории Китая было детально разработано построение монохромного пейзажа, передающего все основные типологические образы природы (горы, долины с реками и озерами, деревья и т. д.) и ее состояния в зависимости от сезона, времени суток, погоды. Для изображения каждого конкретного мотива, например, горных пиков в тумане или могучего дерева на скале, существовал совершенно определенный, имевший свою классификацию набор приемов, которым необходимо было овладеть как «азбукой живописи». Художник не должен был задумываться над тем, как именно передать мотив осеннего пасмурного дня,— существовали канонические элементы композиции, отработанные и проверенные мастерами прошлого. Их надо было усвоить, знать, свободно ими владеть как знаками, иероглифами, но для сообщения не письменного, а изобразительного. Соответственно и зритель «читал» картину, зная состав и смысл всех ее компонентов, законы их взаимодействия в композиции.
Художественная система китайского монохромного пейзажа не могла быть подвергнута существенным преобразованиям. Тойо Ода и не стремился к этому. Он воспринял ее целиком и пользовался ее языком как наиболее подходящим для выражения тех идей, которыми было воодушевлено его искусство. При этом творческая личность художника проявлялась в индивидуальности почерка, эмоциональной выразительности линии как главного средства передачи объема и пространства, движения и покоя.
В «Длинном свитке пейзажей» 1486 года, хоть и исполненном под впечатлением от творчества китайского художника XIII века Ся Гуя, складывается собственная манера художника. «Длинный свиток пейзажей», разворачивающийся на полосе почти 17 метров длины,— это философская поэма, где выражено мировоззрение художника, видение мира и отношение к нему. Начинаясь с весенних пейзажей, картина изображает затем пейзажи летние, осенние, зимние.
Передавая весь цикл жизни природы в его постоянной повторяемости, художник выражает представление о жизни как потоке бытия, о природе как божественной вселенной, ритм которой воссоздается им в ритме картины. В смене мотивов свитка слышится речь мудреца, которому открылись тайны бытия, и он может поведать о них кистью и тушью.
Еще более характерен и индивидуален почерк художника в пейзаже «Зима», где условная линия используется не только для того, чтобы воссоздать силуэты и объемы, но ритмически организовать плоскость картины. В пейзаже «Зима» самое главное — чувство застылой скованности, холода и неподвижности как общего состояния природы. Художник передает это сбалансированностью композиции, спокойной уравновешенностью темного и светлого, тяжелого и легкого в гораздо большей степени, чем сюжетной определенностью в передаче избранного мотива. В конце жизни, около 1506 года, Тойо Ода исполнил пейзажный свиток «Амано-Хасидатэ» с видом прославленной своей красотой местности на берегу Японского моря. Сама по себе задача передать не отвлеченный образ природы вообще, а подлинный ландшафт своей страны была достаточно смелой для средневекового художника. Условная система монохромного пейзажа с ее законами построения и передачи на плоскости глубины и пространственности применяется Тойо Ода как метод осознания возвышенной красоты и величия пейзажа реального.
Значение творчества Тойо Ода для японской живописи трудно переоценить. Он принес в искусство высокую духовность замысла, ощущение природы как грандиозного всеобъемлющего мира, органичной частью которого был и человек. Артистизм его живописи был ценен и важен не только сам по себе, но как выражение определенного миропонимания. В его образе мира главным качеством была целостность, единство, без осознания которого невозможно было и более конкретное отношение к природе, переживание ее реальной красоты. Тойо Ода сделал для японской живописи естественным и органичным метод работы черной тушью, а это существенно расширяло ее выразительные возможности. Высока его культура работы кистью, когда внутренняя содержательность образа целиком зависит от того, как именно положено пятно туши и проведена линия, отделяющая предмет от окружающего пространства и одновременно означающая их связанность и единство. Без этого было бы невозможно не только развитие в следующем столетии так называемой школы Кано, но и расцвет декоративной живописи XV11—XVIII веков, а также искусства гравюры в XVIII—XIX веках.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.