Фламандский художественный гений нашел свое воплощение в творчестве Питера Пауля Рубенса. Полнокровное восприятие мира, пафос жизнеутверждения, преклонение перед физической красотой человека — эти черты искусства Рубенса определили характер всей фламандской школы. Рубенс, с особой полнотой и силой воспринимавший радость бытия, оказал почти магическое воздействие на своих учеников, современников и последователей. Он открыл для искусства новые идеи, новый мир, наконец, новую живопись.
В 1635 году Рубенс принимает участие в украшении Антверпена по поводу торжественного въезда испанского наместника Нидерландов инфанта Фердинанда. Прирожденный декоратор, он задает главную идею оформления и в общих чертах обрисовывает план работы, над конкретным воплощением которой трудятся его многочисленные ученики и помощники. Среди них мы видим и Теодора ван Тюльдена, живописца из Гертогебоса, верного ученика Рубенса. Тюльден с верностью обожателя увековечил все эти декорации в серии гравюр, ставших своего рода историческим источником.
Несмотря на голландское происхождение ван Тюльден принадлежит фламандской школе. Большую часть своей жизни он провел в Антверпене, столице южных Нидерландов. Здесь он учился, здесь получил звание мастера, а через двенадцать лет стал казначеем и деканом гильдии художников.
С Рубенсом ван Тюльдена связывали не только близкие отношения (он был женат на его родственнице Марии ван Бахен), но и единство художественных взглядов. Теодор ван Тюльден обладал талантом декоратора. Помимо этого он был мастеровитым, упорным, целеустремленным и работоспособным художником. Недаром Рубенс несколько раз выбирал его в качестве помощника и сотрудника при исполнении больших заказов — помимо Антверпена они вместе работали над украшением дворца Торре де ла Парада для Филиппа IV Испанского.
Рубенс был щедрым гением. Он не скупился для своих учеников ни знаниями, ни художническими навыками, ни даже славой. Его мастерская превратилась в школу, где выковывались таланты, и стала художественным центром страны. Живописцы, скульпторы и граверы распространяли по всей Европе славу своего учителя.
С этой миссией путешествовал по Европе и ван Тюльден, снискавший известность способного и опытного мастера монументальной росписи. Дважды ван Тюльден был в Париже и Фонтенбло. В первом путешествии (1632) он изготовил двадцать четыре панно для монастыря тринитариев в Париже (не сохранились). Во втором путешествии (1647) Тюльден занимался росписью галереи Марии Медичи в Люксембургском дворце, в которой соблюдал рубенсовские принципы монументальной росписи.
Среди станковых произведений Т. ван Тюльдена можно найти аллегории и натюрморты, мифологический и бытовой жанр, религиозные и батальные сцены. Как и Рубенс, Тюльден был хорошим портретистом. Помимо этого он занимался гравюрой, рисунком. Столь разнообразная творческая деятельность неудивительна. Она была характерной чертой художественного образования той эпохи, когда из средневекового ремесленника живописец превращался в маэстро, артистически владеющего кистью, резцом или грифелем. Свойственные барочному стилю импозантность, великолепие, монументализм по-рубенсовски предстают перед зрителем в «Триумфе Галатеи» Теодора ван Тюльдена. В виде сюжета художник выбрал античный миф об одной из античных нимф, которую полюбил одноглазый гигант Полифем. За свою безответную любовь он отомстил нимфе, убив ее возлюбленного. Но Тюльден выбирает отнюдь не наиболее драматический момент легенды. Как и Рубенс, он предпочитает трагедии радостные эмоции и изображает вполне отвлеченную от сюжета сцену символического триумфа героини. Это триумф жизненной силы, триумф земной красоты.
Когда ван Тюльден обращается к религиозным сюжетам, то в его картинах с наибольшей силой проявляется творческая близость Рубенсу. Создавая алтарь св. Адриана, находящийся теперь в Генте, Тюльден как бы имел перед глазами синтетический образ религиозных картин Рубенса. Он строит свою картину по принципу динамического равновесия объемов и масс. Стремительное движение пронизывает композицию и придает нагромождению мускулистых тел логику пространственного расположения. Все слито в едином сюжетном действии, в общности чувств и эмоций. Типажи, которые выбирает художник, напоминают рубенсовские. Это сильные, пышущие здоровьем люди, как бы идеализированные античные герои.
Живописное мастерство Теодора ван Тюльдена наиболее ярко проявилось в его эскизах (например, «Апофеоз рыцаря», музей в Познани). Эскизы Тюльдена также продолжают подлинные рубенсовские традиции. Его манеру отличает легкость и свобода мазка. Скупыми средствами он подчас может выразить очень многое и в нескольких штрихах наметить будущую композицию. Он обладает прекрасным чувством колорита, часто используя смелые живописные приемы.
Среди учеников Рубенса было много художников, которые внешне и поверхностно соблюдали принципы своего учителя. В этом, однако, никак нельзя упрекнуть Теодора ван Тюльдена, который всю жизнь был верным последователем великого Рубенса.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.