Великий русский художник Александр Андреевич Иванов считал себя «переходным художником», который, оставляя «старый быт искусства», стремился «положить камень» в новый. «Старый быт» искусства ассоциировался в сознании Иванова с академическим укладом, где главную роль играли высокое формальное мастерство и бездумное копирование признанных образцов. Иванов первый в русском искусстве поставил вопрос о соединении искусства с «последними положениями литературной
учености», имея в виду здесь достижения различных гуманитарных — исторических, археологических, философских — наук. В своем творчестве художник неуклонно следовал этому принципу. И дело здесь было совсем не в преодолении недостатков академического образования, ибо многие художники—современники Иванова были людьми отнюдь не безграмотными и бескультурными. Но встать на высоту требований века — вот в чем заключался пафос высказываний Иванова.
Если проследить эволюцию творчества Иванова, то она в своих узловых моментах окажется параллельной ведущим «умственным движениям», характерным для европейского сознания первой половины XIX века. В ранний академический и послеакадемический период Иванова это творческое претворение эстетики романтизма. В таких его произведениях, как «Иосиф, толкующий сны» (1827) и «Беллерофонт, отправляющийся на бой с химерой» (1829), поднимаются темы истории, ее «плана» и героя, способного повлиять на ее ход. Отходя от этих, в большой степени декларативных, построений, Иванов в картине «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» (1831 — .1834) стремится выразить программу преобразования человеческой природы посредством искусства, в данном случае — музыки. Сравнивая картину с эскизом, можно проследить процесс воздействия преображающей силы искусства, одухотворяющей образы Гиацинта и Кипариса. И все же, понимая нежизнеспособность этой утопической концепции, Иванов оставляет картину неоконченной.
Каждую усвоенную идею, обращенную на усовершенствование человечества, все свои познания художник проверяет, прежде всего, на «практическую приложимость». Это, конечно, не снимает утопичности устремлений Иванова, но постоянно стимулирует его творческие поиски.
В огромной картине «Явление Мессии» (1834—1858), построенной на материале евангельской легенды, изображенные герои представляли собой само человечество во всех возможных типах сознания — раб и господин, грешница и посвященный Христу, грубый язычник и невинное существо — на пути к нравственному, духовному перерождению.
В 40-е годы — период напряженной работы над картиной — в европейской общественной мысли активизировались идеи утопического социализма (Сен-Симон, Кабе, Фурье), где одним из составных элементов было использование христианства. «Новое христианство»— так называлась работа Сен-Симона, утверждавшая построение небесного царства на земле и воспитательную роль религии. Так что в этом отношении идеи Иванова совсем не звучали анахронизмом (да, впрочем, и полувеком позднее для русского сознания в лице Н. Ге или Л. Толстого они продолжают оставаться актуальными).
Замыслы Иванова были глобальны, но реализовать их он мог лишь на холсте и бумаге. Между тем этот разрыв целей и практических результатов не приводил к творческой бесплодности. Гуманизм Иванова, пусть и утопический по своим формам, одухотворял его искусство. Обращенный к людям, он заставлял художника с особой пристальностью изучать окружающий мир — природу и человека. Галерея его этюдов к «Явлению Мессии» уникальна по фундаментальности отображения мира — от камня и ребенка до бескрайнего неба и умудренного старца. При этом Иванов всегда желал выразить сущность явления — будь то человек, дерево, камень, искал самое характерное. Это была работа не только живописца, но и ученого, мыслителя, философа.
В 1850-е годы Иванов приходит к идее о неисключительности христианской концепции бытия, о ее связанности с различными религиозными и мифологическими представлениями, существовавшими в истории. Направленность его сознания и здесь оказалась на высоте современной научной, философской мысли. Младогегельянцы, а затем Фейербах в это время успешно боролись с христианским догматизмом, критически пересматривали библейские и евангельские мифы. Отталкиваясь от книги одного из младогегельянцев — Д. Штрауса — «Жизнь Иисуса» (где автор в евангельских книгах разграничивает слой мифологического от более или менее исторических сведений о жизни Христа), Иванов задумывает грандиозный цикл «Библейских эскизов». Он сопоставляет на листах эпизоды библейских и евангельских рассказов с мифами эллинистического и римского времени, создает всеобъемлющую картину истории европейского человечества в том виде, в каком она — эта история — сложилась в поэтическом сознании самих народов на протяжении веков. Иванов с удивительным мастерством воплощал фантастическое и реальное, наивные и мудрые сказки древних и пророческие видения библейских патриархов, драматические события евангельской истории и полные эпической поэзии сцены библейских времен.
Иванов и здесь не забывал о высоком назначении своего предприятия, думая затем переработать свои эскизы во фресковые циклы для специального общественного здания в целях просвещения народа, освобождения его сознания от религиозных предрассудков.
Знаменитые этюды с мальчиками ознаменовали наступление нового этапа в его художественном мировоззрении и были в известной степени подступом к этой задаче. Но этот подготовительный материал поражает невиданной в то время новаторской свободой живописи, соединяющей чистоту и значительность основных тонов с разноцветными рефлексами. Образный строй этюдов позволил Иванову воссоздать картину «золотого века» человечества, о котором он мечтал еще в юности — столько в этих рабочих этюдах одухотворенной красоты, покоряющей гармоничности существования человека и природы.
Иванов, в самом деле, остался «переходным художником», открытым на все времена.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.