Н. Д. Бартрам был человеком универсального дарования: художник и деятель в области народного искусства, пытливый исследователь, главный организатор Кустарного музея, первый директор Музея народного искусства, вдохновитель работы нескольких народных промыслов.
Он блестяще знал народное искусство, бесконечно ценил народных умельцев-кустарей за их «милое творчество». После окончания Училища живописи, ваяния и зодчества художник работал в области народной вышивки и набойки.
Но самая близкая область деятельности для Бартрама — детская игрушка: интерес к ней утвердился еще в юности, когда художник создавал рисунки для детских и юмористических журналов — «Светлячок», «Путеводный огонек», «Шут».
С 1906 года Бартрам занимался в музеях Парижа, Берлина, Нюрнберга — проводил историко-научные изыскания в области примитивного искусства и игрушки. Потом изучал историю игрушки во многих губерниях России; в Историческом музее под руководством И. Е. Забелина занимался крестьянским искусством.
У Бартрама было какое-то особенное, глубоко этическое отношение к играм детей, понимание формирующей детский характер роли игрушки. Художник энергично, даже воинственно отстаивал право на жизнь игрушки, созданной народными мастерами: она, пришел к выводу Бартрам, воспитывает эстетический вкус ребенка больше, чем фабричная. Условность, незаконченность народной игрушки способствует развитию воображения, фантазии, творчества ребенка. В своих книгах и статьях об игрушках он приводил примеры занимательнейших повествований, вызванных в воображении ребенка безыскусными, но любовно сделанными кустарными игрушками или даже отдельными их частями.
Художник много сделал для развития игрушечного дела в России. В 1893 году в деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии, по его инициативе, открылась учебная мастерская игрушечно-столярного дела. По рисункам Бартрама и под его руководством в ней был создан ряд образцов игрушек на темы русских народных сказок и древнерусские сюжеты (копилка «Боярин», «Аника-воин» и т. д.). Мастерам села Богородского, чей промысел пришел в упадок в начале XX века, он предложил работать по современным образцам — рисункам профессиональных художников. Это не было принято резчиками. Тогда он дал им лубочные картинки и литографии — ведь в них отразилось все разнообразие народного характера: доброта, юмор, злая сатира, все, что было близко резчикам. Кустари создавали целые сложные группы: «Как мыши кота хоронили», «Соловей-разбойник».
Художник-Бартрам и сам создавал образцы — чаще всего с элементами этнографии, истории, национального быта. Это были комплексы тематических игрушек о быте разных народов («Малороссия», «Зыряне», «Сарты», «Киргизы») архитектурные комплексы: «Сухарева башня», «Городок 17 века». Любя сказку, начав свою творческую деятельность с иллюстраций к сказкам, Бартрам предлагает и в игрушках создать сценки известных сказок. Появляются игрушки-рассказы: «Война грибов», «Медведь на липовой ноге», «Волк и козленяточки». Это иллюстрации сказок в пластике: комплект изображает не какой-либо эпизод сказки, а целое повествование, которое могло быть разыграно ребенком. Известная доля условности, предпочтение силуэта объему, упрощенность и декоративность формы сближают игрушки Бартрама с подлинно народными, деревянными. В них художник сочетает столярную и токарную работу: подвижные части делают их еще более привлекательными. В 20-е годы Бартрамом были созданы сложные игровые комплексы для коллективных игр детишек в детских садах: «Город», «Завод» «Скотный двор».
С 1917 года Бартрам стал сотрудником Комиссии по охране памятников искусства и старины. В эти годы страсть Бартрама-музейщика нашла обширное применение: он создал Бытовой музей 40-х годов, Музей мебели, Музей игрушки, замысел о котором давно вынашивал. Еще в 1909 году он говорил, что «необходимо создать музей русской игрушки, который служил бы источником для дальнейшего развития игрушечного дела в России и материалом для его изучения».
Его очень любили дети. Музей игрушки в их представлении был неотделим от Николая Дмитриевича, его создателя и ревностного хранителя. До конца жизни Н. Д. Бартрам оставался истинной душой музея. Это безошибочно угадывали дети, давая по-детски точное и очень любовное определение Николаю Дмитриевичу — «Дядя Музей».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.