Вторая четверть XIX века — время недолгого творчества Никифора Степановича Крылова — для русской живописи была порой стилевого безвременья. В Академии художеств еще царил классицизм, но его наиболее прогрессивная просветительская линия в лице своих корифеев — В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, А. И. Иванова явно сходила на нет. Жанр историко-мифологической картины, особенно высоко ценимой в тогдашней художественной системе, не радовал шедеврами, а триумфы К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни и А. А. Иванова были еще впереди. О неблагополучии в делах академического преподавания свидетельствовало и то, что наиболее перспективными современными живописцами, полнее всего воплотившими новые романтико-реалистические устремления, были представители «низких» по академической иерархии жанров — портретист О. А. Кипренский и пейзажист С. Ф. Щедрин. Их влияние на развитие академической молодежи было несомненным, однако ослаблялось и отдалялось их почти безвыездным «сидением» в Италии.
Подлинным реформатором русской живописи в эту пору оказался известный, но не слишком модный и блестящий портретист А. Г. Венецианов. В 1820-е годы в его творчестве происходит разительный перелом. Он оставляет портретную живопись и целиком переключается на создание жанровых картин, посвященных крестьянской жизни. Им была создана собственная педагогическая система — его «метода», которую он не преминул реализовать в кругу начинающих художников. Так, в середине 1820-х годов возникает «школа Венецианова». За двадцать с лишним лет ее существования через нее прошло около семидесяти учеников. И первым учеником оказался Никифор Степанович Крылов. Венецианов нашел его в одном из монастырей Тверской губернии, где тот, состоя в артели, писал алтарные образа. Обратив на себя внимание столичного мастера «признаком смелой, решительной кисти» и поощренный им к самостоятельным занятиям, Крылов года полтора усиленно работал с натуры, не гнушаясь самыми непритязательными мотивами — в этом и был главный пафос «методы» Венецианова. Одновременно он много писал и портретов, причем так в них поднаторел, что брал за каждый от 25 до 50 рублей, деньги вполне достаточные для независимого образа жизни.
Увлеченный живописью, Крылов, не колеблясь, согласился на предложение Венецианова стать его учеником, Пожертвовав постоянным и немалым заработком.
Он был работоспособным и настойчивым учеником. Крылов совершенствуется в самых различных жанрах: портрет («Старик с палкой», «Мальчик с метлой»), интерьерной живописи («Внутренность кухни»), пейзаже («Зима», «Вид на реке Тосно»). В Эрмитаже он ревностно изучает классиков, выделяя таких великих реалистов, как Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт. Параллельно занимаясь в Академии, он удостаивается Малой золотой медали за портрет Чернятинского и картину «Зима».
По сути дела, Крылов остался в истории русского искусства автором одной картины — «Зима» (1827), явившейся первым изображением зимнего пейзажа в отечественной пейзажной живописи. В этой картине последовательно и плодотворно воплотилась система Венецианова, для постижения которой, по словам одного из учеников, «нужна необыкновенная зоркость глаза, сосредоточенность внимания, анализ, полное доверие к натуре и постоянное преследование ее изменений при различной степени и положении света: нужна ясность понимания и любовь к делу». Все указанные качества нашли блестящее воплощение в творчестве Крылова.
«Полное доверие к натуре» сказалось уже в том, что живописец при посредстве владельца небольшого химического заводика на реке Тосно поселяется в специальной, построенной для него зимней мастерской, чтобы постоянно преследовать «изменения натуры при различной степени и положении света». Художник не ищет каких-то выигрышных с точки зрения повествовательной занимательности ракурсов, он смело изображает пустынный пологий заснеженный берег реки, оживленный фигурами беседующих крестьянок, женщиной с ведрами да парня, ведущего лошадь.
Формы лепятся цветом с учетом рефлексов, отражаемых снегом, причем формы и в тени (фигура парня) написаны цветом, что было новым словом в живописи, на снегу лежат голубые тени — все это придает картине особую свежесть и очарование подлинности. «Любовь к делу» проявляется в естественной красоте, типов крестьян, подмеченной художником, и в неприметной на первый взгляд живой выразительности зимнего деревенского пейзажа, в атмосфере спокойной и мягкой созерцательности, царящей в картине.
Столь значительные и неожиданные для того времени достоинства картины Крылова дают право назвать его родоначальником русского деревенского пейзажа и заставляют вспомнить его рядом со славными именами Саврасова, Левитана, Серова.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.