Имя известного советского искусствоведа Алексея Алексеевича Сидорова неразрывно связано с жизнью нашего отечественного графического искусства. Сидоров — и внимательный историк графики, и летописец современных ему событий. В целом его книги и статьи могли бы составить интересную и своеобразную историю искусства графики от времен Древней Руси и европейского Возрождения буквально до шестидесятых годов нашего века. Работы Сидорова представляют особого рода традицию искусствоведческого рассмотрения графики, традицию, которая объединила пафос знаточества и эмоциональность живой критики, эрудицию и ощущение своеобразия художественного языка графического творчества.
Сидоров вырос в семье юристов, и раннее детство его прошло на Украине, но уже с одиннадцати лет он жил в Москве. Атмосфера культуры начала века предопределила его интерес к истории искусства и его будущие симпатии к графике и книге. Восемнадцати лет Сидоров поступает в Московский университет, а затем два года, с 1912 по 1914, проводит в Европе, живя в Австрии, Италии и Германии. В Мюнхене он занимался в семинаре у знаменитого Г. Вельфлина, чьи работы составили целую эпоху в европейском искусствознании. Непосредственным итогом пребывания за границей стала диссертация о «Четырех апостолах» А. Дюрера. Но в целом, конечно, значение этой поездки было значительно более широким для Сидорова. В Россию он вернулся настоящим знатоком классического искусства и прежде всего графики. Подлинное начало творческой, научной и критической деятельности Сидорова, однако, по справедливости, следует отнести уже к первым послереволюционным годам. Сидоров ведет занятия в Московском университете, читает лекции в Свободных художественных мастерских. С 1921 года он один из самых активных членов Российской (затем Государственной) академии художественных наук, спорящих о новых путях искусствоведческой работы. Сидоров пишет в эти годы чрезвычайно много — более всего его волнуют проблемы современной художественной жизни. Он еще в 1918 году выпускает и сегодня небезынтересную брошюру «Искусство и революция». Пытливым глазом историка пытается не пропустить ни одного заметного явления в области графического творчества. С созданием журнала «Печать и революция» (в 1921 году) Сидоров становится одним из его постоянных авторов.
Сидоров в эпоху крайнего аналитизма, сосуществования и полемики противоборствующих художественных тенденций стремился сохранять объективность в оценке живого художественного процесса. Как историк искусства он понимал высокий уровень достижений русской графики и справедливо полагал, что традиции предреволюционного времени могут получить плодотворное развитие и в последующем. За эту нескрываемую симпатию к графике круга «Мира искусства», к культуре линии 1910-х годов Сидорову порой сильно доставалось от его оппонентов, решивших, что эти тенденции в искусстве должны умереть сразу и окончательно. О. Брик, доводивший бытовавшие идеи о новом социальном функционировании искусства до явного абсурда, печатно именовал в «Лефе» Сидорова не иначе как «услужливым эстетом». Но Сидоров продолжал спокойно утверждать свои взгляды, проповедуя союз традиции и современности. Этим пафосом проникнуты и его статьи революционных лет в журнале «Творчество», на которые до сих пор неизменно ссылаются все историки ранних лет советского искусства. Закономерно, что этим пафосом объективности была проникнута и собирательская деятельность искусствоведа, целью которой, по его определению, было «собирать не столько то, что удовлетворило бы вкус мой и потребность в эстетическом переживании, что бы «нравилось», а то, что составило бы некую историческую галерею развития искусства русского рисунка». Ныне это собрание передано Сидоровым в дар Третьяковской галерее.
В 1930—1960-е годы Сидоров написал множество монографий о старых и новых художниках (в том числе и о ряде мастеров советских республик), общие обзоры истории советской графики, капитальные исторические исследования о европейском и русском рисунке, об искусстве книги. Особое место среди его работ занимают книги последнего времени и, прежде всего «Русская графика начала XX века» (М., 1969) и «Записки собирателя. Книга о рисунках старых и новых». В первой из них многоопытный историк искусства стремится, как бы подвести итоги многолетнего изучения графики важного периода в развитии русской художественной культуры. Вторая из книг своеобычно соединила в себе элементы мемуаров с проблематикой искусствоведческого исследования. Как историк искусства он стремился и здесь открыть новые или несправедливо забытые имена, «пропущенные» в истории явления.
Иногда читатель, листая редкие каталоги графики, может встретить имя Сидорова-художника. Увлекшись серьезно графическими искусствами, историк искусства брал в 1918 году уроки гравюры на дереве у Ивана Николаевича Павлова. Сидоров является автором ряда издательских графических марок и оформлений книг.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.