«Любит роскошь. Горда тем, что родилась в Париже. Знает все арии из «Сильвы». Не любит ни речей, ни упреков, ни советов, ни даже похвал. Ест быстро, ходит быстро, читает быстро. Рисует очень медленно»— так, уже в преклонном возрасте, набросала собственный портрет Мари Лорансен.
Истинная парижанка, изящная, элегантная, с тонко очерченным профилем, самолюбивая и острая на язык — она прожила долгую и непростую жизнь женщины-художника, сумев полностью подчинить эту жизнь искусству. В юности Мари Лорансен посещала парижские вечерние курсы рисунка, а позднее окончила академию Умбера. Ей было двадцать два года, когда она познакомилась с Гийомом Аполлинером. Об их непродолжительной, но бурной любви часто упоминают многочисленные биографы и критики. Эта встреча сыграла большую роль в искусстве Лорансен.
Прекрасный поэт, тонкий знаток и критик искусства, предводитель авангарда французской живописи, Аполлинер ввел начинающую художницу в среду своих друзей — художников и поэтов. Отныне он постоянно уделяет ей место в своих критических обзорах современного искусства, помещая ее никому не известное имя среди имен, уже получивших признание. Он внимательно следит за ее творческими поисками и «медленно возводит небольшой, но прочный памятник ее славы. А слава эта навсегда будет связана с его славой и его именем, обрекая Мари на вечную верность поэту перед историей»...
Приблизительно в это время Лорансен пишет хорошо известный портрет Аполлинера, окруженного друзьями. Около поэта сидит Пикассо со своей возлюбленной, рыжеволосой красавицей Фернандой Оливье, и собачонкой Фрикой, рядом с Аполлинером — Мари с треугольным личиком и узкими удлиненными глазами. Эта ранняя работа еще довольно темна по колориту, но в ней уже появляются медлительность, текучесть линий и некоторая стилизация, так свойственные ее будущим картинам. Картину купят молодые американские собиратели живописи, брат и сестра Лео и Гертруда Стайн.
В 1911 году Лорансен участвовала в первой выставке кубистов в Салоне. Она часто бывала в знаменитом Бато Лавуар — этой цитадели кубизма, присутствовала при страстных спорах ее разноязыкой талантливой и нищей художественной братии, но никогда не примыкала к этому движению. Она входила в искусство со своей особой индивидуальной манерой.
В 1913 году на выставке кубистов Лорансен показала работу «Элегантный бал». Картина привлекла внимание публики. Среди монохромной живописи кубистов она выглядела, по словам современника, «кокетливым бантом».
С этих пор Лорансен становится известной художницей. У нее появляется собственный маршан Поль Розенберг, в чьей галерее с 1913 по 1940 год всегда можно было найти ее работы.
Лорансен быстро и уверенно нашла свой собственный, очень «женский» стиль. Темы и сюжеты ее холстов также не выходили за рамки чисто женских пристрастий. Это в большинстве случаев поэтичные женские портреты в пастельных тонах с собачонками и цветами, элегантные композиции с женскими фигурами в шикарных и небрежных костюмах, надменные амазонки в широкополых шляпах с лентами и другие («Дама на балконе», 1922; «Двойной портрет»). Она любила гамму блеклых и приглушенных серых, розовых, белых тонов. Увлекалась персидской миниатюрой, обожала наивные и претенциозные иллюстрации в дамских журналах XIX века. Аполлинер всячески поддерживал и развивал женское начало ее искусства. Рядом с картинами других женщин-художниц — Берты Моризо или Сюзанны Валадон — живопись Лорансен кажется более эскизной, легковесной, стилизованной. Но ее искусство отличает собственная атмосфера, в нем есть некое чисто парижское обаяние и привлекательность. Недаром Дягилев заказал ей эскизы костюмов к балету Мийо, действие которого происходит в модном женском салоне.
Лорансен выполняла эскизы декораций для Театра Французской Комедии. Много времени посвящала книжной иллюстрации. Ею оформлено более тридцати книг. Среди них: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, книги Андрэ Жида и многие другие.
Найдя в молодости свою собственную манеру и стиль, Лорансен неизменно следовала им всю жизнь и в позднем творчестве продолжала повторять все те же женские портреты, не пытаясь изобрести что-либо новое.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.