Работы Натальи Сергеевны Гончаровой вновь «возвратились» в нашу художественную культуру в шестидесятые годы. В 1961 году на гастролях в Москве и Ленинграде Английский Королевский балет показал балет И. Стравинского «Жар-птица» в ее декорациях. Станковые картины мастера постепенно заняли место в экспозициях наших крупнейших музеев — оказалось, что без творчества Гончаровой представление о русском искусстве начала века не может быть полным, что она оказала заметное влияние на многих своих современников. Имя Гончаровой неизменно называют рядом
с именем ее мужа и художественного «соратника» Михаила Федоровича Ларионова. Действительно, они связали свои судьбы уже в начале века и не расставались до конца жизни, много работали вместе. И вместе с тем это во многом и противоположные индивидуальности. Ларионов — нежный лирик, натура чуткая, тонкая и в высшей степени артистичная. Гончарова — воплощение художественного темперамента, энергии, напора, здоровой, ясной силы. Гончарова училась скульптуре у П. Трубецкого, но практически не работала как скульптор, а сразу же обратилась к цвету, к живописи. Ее пастели раннего периода (показанные в 1968 году на выставке в ГМИИ в Москве) — прекрасные лирические вариации из жизни природы. Но вскоре, во второй половине 1900-х годов, ее понимание цвета резко меняется. В художественный мир Гончаровой входят впечатления от икон, народного творчества. Цвет ее работ становится приподнятым, ярким. Художница работает с огромным темпераментом и воодушевлением. Она смело идет по пути искания новых форм. Цвет изменяет форму, локальные цветовые плоскости, резкие контуры придают ее картинам монументальное звучание.
В отличие от многих художников, считавших себя новаторами в искусстве, Гончаровой не мешал сюжет в живописи. Более того, тематическое начало очень существенно в структуре ее искусства. Она сознательно делает центральной в своем творчестве тему народной жизни. Художественный язык ее работ един с их внутренней жизнью. Это единство придает ее картинам большую органичность и силу. Гончарова видела свою цель в создании особого, русского стиля в живописи и понимала, что именно эти работы («Бабы с граблями», «Беление холста» и др.) — самое важное в ее творчестве.
Прекрасно зная современное ей западное искусство, Гончарова понимала, что необходимо искать совершенно иные пути в искусстве. Она верила в то, что «русское искусство идет таким темпом и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни... и недалеко то время, когда Запад явно будет учиться у нас».
Огромное живописное наследие Гончаровой неравноценно. Нередко художница делала работы в спешке, ограничиваясь чисто внешней экспрессией. Редко удачны и ее опыты в области беспредметной живописи — это был мастер, сильно чувствовавший неповторимость пластики жизни и чуждый абстрактной метафизике. Декоративная природа живописи Гончаровой должна была неизбежно привлечь к ней внимание со стороны театра. «Крестным отцом» Гончаровой в этой сфере художественного творчества стал С. Дягилев. Дягилев пригласил ее оформить балет Римского-Корсакова «Золотой петушок». Гончарова в своих декорациях смело варьировала мотивы русского народного творчества, которые соединялись с принципами новейшей эстетики. «Варварство», непосредственность соседствовали с подлинной тонкостью. Художница играла на яркости простого локального цвета, добиваясь в «крике» гармонии. Художественный Париж был покорен. «Золотой петушок» стал поворотным пунктом в истории «Русских балетов» Дягилева. И, как теперь очевидно, одним из важнейших событий в истории театрально-декорационного искусства нашего столетия.
После «Золотого петушка» Гончарова сделала оформление для многих балетов. Она работала в театрах Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Брюсселя, Милана... Ее сценические проекты оказали определенное воздействие на всю декорацию музыкального театра. Даже в декорациях самого Пикассо исследователи находят «воспоминания» о Гончаровой.
Все более привлекает внимание историков искусства и Гончарова — художник книги. Прежде всего, ее иллюстрации 1912—1913 годов к поэзии В. Хлебникова, А. Крученых, С. Боброва, Т. Чурилина. Гончарова очень точно чувствует «пластику» слова. Она нарушает привычную композицию страницы и стремится из текста и рисунков создать общую композицию. То есть поступает так, как это делали авторы древних восточных книг. Иллюстрации Гончаровой, вместе с подобными работами Ларионова, прокладывали дорогу новому пониманию искусства книги.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.