Имя Адальберта Михайловича Эрдели неразрывно связано со становлением и развитием закарпатской школы живописи. В Закарпатье, многие десятилетия находившемся в полуколониальной зависимости от Австро-Венгерской империи, профессиональных художников почти не было, если не считать безымянных церковных живописцев. Творческие силы народа находили выход в домашнем крестьянском искусстве и в художественных промыслах. Двум живописцам, Эрдели и Бокшаю, суждено было сыграть решающую роль в формировании профессионального изобразительного искусства в этом крае.
И в жизни, и в искусстве, и в преподавательской деятельности они гармонично дополняли друг друга, не теряя ни своей индивидуальности, ни своеобразия творчества.
Эр дел и был, что называется, артистической натурой. Блестящее дарование, чуткая восприимчивость, дар собеседника и рассказчика делали его яркой и привлекательной фигурой, ценимой и среди студентов Академии художеств в Будапеште (1910— 1915), и среди творческой интеллигенции Мюнхена (1922— 1926), и в художественных кругах Парижа (1929—1931). Всюду прочили ему успех — Эрдели часто приглашали на международные выставки, где его картины были отмечены и критикой и публикой. Даровитому живописцу, уже вкусившему европейской славы, казалось бы, незачем было возвращаться в провинциальный Ужгород. Однако Эрдели относился к занятиям искусством как к общественному служению, и все свои творческие и организаторские способности он решил употребить на выявление и развитие художественных сил родного народа.
В 1927 году, после возвращения из Мюнхена, вместе с И. И. Бокшаем он открывает студию, названную «Публичной школой рисунка». Преподавание здесь было поставлено на солидную основу: в школе изучали перспективу, анатомию, историю искусства, рисовали с гипсов, писали натюрморты, пейзажи, обнаженную натуру. Эрдели как преподаватель всемерно поддерживал индивидуальность каждого ученика, развивая наиболее сильные стороны его дарования. Морально-нравственная позиция учителей воспитывала и в учениках студии то же высокое отношение к назначению искусства — почти все молодые художники учительствовали впоследствии в карпатских селах, вели просветительскую работу.
Педагогическая деятельность не мешала Эрдели следовать своему непосредственному призванию — живописи. Закарпатский художник находился в курсе всех течений в изобразительном искусстве, которыми столь обилен XX век. Эрдели писал портреты, пейзажи, натюрморты; лишь эпизодически он создавал и картины аллегорически-символического или бытового плана. Но все-таки основным в его творчестве была портретная живопись. Эрдели имел много заказов, его работы отличались широкой манерой письма, пристрастием к насыщенным цветам, изобретательной композицией («Художница Магда», 1929; портрет Андерса Остерланда, 1930; «Портрет А. С», 1931 и др.). Особое место среди его портретов занимают изображения простых людей. В этих полотнах художник стремился создать обобщенный образ человека из народа. Эрделиевские портреты-типы послужили основой для одной из самых плодотворных традиций в искусстве Закарпатья. В своих пейзажах художник достигал большой образной выразительности. Менее всего это «портреты местности», хотя следование натуре было непреложным законом для Эрдели. Эмоциональная насыщенность делает его холсты «пейзажами настроения», выражению которого подчинены не только цветовое и композиционное решение, но и энергия каждого мазка («Озеро», 1929; «Осенний багрянец», 1935; «Карпаты», 1940 и т. д.).
Натюрморты Эрдели выявляют с особой наглядностью артистичность его натуры. Чаще всего это изображения ваз с цветами, наполненных влагой сосудов. Художник охотно вводил в композицию фрагменты картин, скульптурные произведения («Уголок мастерской», 1955). Большая часть работ Эрдели находится в Ужгороде; картины художника есть также в музеях Киева, Львова и других городов Украины.
Помимо творческой и педагогической деятельности Эрдели проводил беседы и читал лекции по истории искусства, писал критические и теоретические статьи. С 1931 года он был неизменным председателем общества «Художественные деятели Подкарпатской Руси».
Эрдели чутко реагировал на положение дел в крае. Военное лихолетье вызвало появление мрачно-апокалипсической серии его «Распятий». Но когда в Закарпатье установилась Советская власть, Эрдели, обладая кипучим общественным темпераментом, сразу включился в созидательную деятельность народного правления. Первая выставка закарпатских живописцев состоялась уже в июле 1945 года, а в 1946 году в Ужгороде было открыто областное отделение Союза художников Украинской ССР, председателем которого стал Эрдели. Осенью 1945 года начало свою деятельность Ужгородское художественное училище прикладных искусств, первым директором которого также был Эрдели.
Ныне закарпатская школа живописи — одна из самых сильных и интересных на Украине. Творческое наследие Эрдели и та огромная роль, которую он сыграл в становлении изобразительного искусства Закарпатья, обеспечивают ему достойное место в истории украинского искусства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.