Художник Гэйами был сыном художника Ноами и отцом художника Соами. Вторая часть имени каждого, «Ами», не была их фамилией, как это иногда пишут. «Ами» — это первая часть имени будды Амиды, весьма популярного в средневековой Японии божества. Таким образом, уже само имя художника вводит нас в контекст его творчества.
Пейзажная живопись эпохи Муромати (1333—1573), ярким представителем которой был Гэйами, обладает глубоким религиозно-философским содержанием. В учении дзэн-буддизма, под знаком коего развивалась культура этой эпохи, природа считалась абсолютным началом. В формах природы выражались вечные истины, языком природы был записан божественный текст о совершенстве и мировой гармонии. Под служением истине понималось сопоставление своей личности с единой Природой, целью деятельности почиталось, нахождение единства ритма всего мира, растворение в окружающей гармонии. Путем к этому было созерцание живой природы и воссоздание ее сути в образах искусства. Поэтому именно пейзаж получил в эпоху Муромати, как, впрочем, и вообще в истории японского искусства, преобладание среди живописных жанров.
Работы Гэйами являются классическими японскими пейзажами XV века. Он начал художественную деятельность довольно рано и за свою жизнь создал немало работ. Настоящее имя художника — Накао Сингэй. Он был, как и его отец, придворным живописцем при ставке военного правителя Японии Асикага Есимаса. Есимаса, которого называют «Лоренцо Великолепным Японии», окружил себя многочисленными образованными людьми — поэтами, художниками, дзэнскими проповедниками. Из их числа он назначал советников в области искусства. Гэйами долгое время пребывал в этой должности, выполняя самые различные поручения. В его обязанности, например, входили оценка произведений живописи и каллиграфии, работа по украшению дворцовых покоев, комплектование художественной коллекции правителя.
По обычаю придворных художников того времени Гэйами часто не подписывал свои работы, значительную их часть не пощадило время, и поэтому лишь немногие картины могут быть ему достоверно приписаны.
Известнейший свиток, принадлежащий кисти Гэйами, называется «Созерцание водопада», он хранится ныне в музее Нэдзу, в Токио. Композиция картины построена по строгим правилам китайских пейзажей типа сансуй («горы-воды») — пейзажная живопись Китая, обладавшая богатейшими традициями, оказывала в то время огромное влияние на более молодое японское искусство. Свиток представляет собой длинную полосу бумаги, на которой тушью и приглушенными водяными красками написан величественный горный ландшафт. Верхняя часть изображенного пейзажа окутана прозрачной дымкой тумана. Из него массивными серыми громадами выступают горы, поросшие деревьями. В ложбине между тесно сдвинутых скал течет неширокая речка, которая, следуя прихотливо изломанному рельефу гор, падает с них отдельными серебряными струями, поднимая воздушные облака брызг. За водопадом под скалой приютилась маленькая хижина отшельника, постигающего в единении с природой извечные законы мироздания. А вот и он сам. Мудрец в сопровождении мальчика-послушника стоит, опершись на бамбуковый посох, на кривом мостике, созерцая водопад. По сторонам от воды художник изобразил горную сосну, чей сильно изогнутый, узловатый ствол навис над стремниной, и несколько ив, посаженных у хижины.
Мастерское владение кистью сквозит в каждом штрихе. Изысканными тонкими нитями низвергаются вниз струи водопада, каллиграфически ясными линиями воплощена на бумаге старая сосна, жирные угловатые штрихи, сделанные толстой кистью, воссоздают неровную поверхность скал и камней. Все традиционные слагаемые пейзажа даны с той долей обобщения, которой достаточно, чтобы показать индивидуальность каждого единичного предмета (например, сосны) и выразить в нем общее, присущее всем соснам вообще.
Философской символикой насыщен каждый образ картины, вся художественная система. Облака (небо) и горы (земля) символизируют две полярные силы всего макрокосма — Ян и Инь. Их оппозиция снимается струями водопада — воды, падающей с неба на землю, соединяющей их. Вода также является символом Дао — Пути-истины. Сосна — излюбленное художниками воплощение стойкости, мужественности, сурового благородства. Перечисление символов можно продолжать до бесконечности, потому картина и была предметом возвышенного созерцания.
В книге «Записки о мыслях и повелениях господ», составленной по дневникам Гэйами (а также Ноами), рассказывается, что картину «Созерцание водопада» мастер написал специально для художника Кэй-соки. Тот приехал издалека, чтобы показать свои работы Гэйами, которого ценил за высокий вкус. Гэйами любезно принял его, дал ряд советов и подарил картину. Растроганный Кэй-соки попросил некоего Ган Исё, дзэнского монаха, написать в верхней свободной части свитка стихотворение, славящее Гэйами и его работу.
Отталкиваясь от китайских пейзажей, Гэйами создал свой собственный стиль, для которого были характерны большая декоративность, органично сочетающаяся с тонким поэтическим чувством, сильное противопоставление темных и светлых тонов. В этом же направлении развивалось творчество Сэссю, великого современника Гэйами. Они вместе способствовали рождению японской монохромной живописи сумиэ.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.