Вскоре после нидерландской буржуазной революции и образования нового демократического государства Голландии возникает самобытное голландское искусство. Одним из его центров был город Утрехт, живописную школу которого возглавили Геррит ван Хонтхорст, Гендрик Тербрюгген и Дирк ван Бабюрен.
Г. Хонтхорст родился, как полагают, в семье художника Германа Герритса ван Хонтхорста. Он получил хорошее образование, свободно писал на четырех языках, широко знал античную литературу. Между 1610 и 1612 годами молодой живописец совершенствовал свое искусство в Италии. Здесь началась его блестящая карьера. Он получал важные заказы, среди его покровителей были Великий герцог Тосканский, кардинал Сципионе Боргезе и знаменитый коллекционер Марчезе Винченцо Джустиниани. Необычайный успех сопутствовал Хонтхорсту и по возвращении в родной город во второй половине 1620 года. Здесь он женился, в 1622 году записался в гильдию живописцев и открыл академию, посещавшуюся самым высшим обществом. Среди его учеников числились даже королева Богемии и ее дети. В 1625, 1628 и 1629 годах Хонтхорст был старшиной утрехтской гильдии живописцев. В 1628 году английский король пригласил его в Лондон, где он украсил своей живописью дворец Уайтхолл, написал портреты членов королевской семьи и многих вельмож английского двора. Между 1635 и 1641 годами мастер выполнил большую серию картин на сюжеты из истории Дании для короля этой страны Христиана IV. В 1637 году Хонтхорст переселяется в Гаагу и становится придворным живописце» принца Оранского. В этой должности он участвует в украшении нескольких дворцов принца, пишет его портреты, а также портреты наиболее видных особ его окружения. В 1652 году художник вернулся в Утрехт, где спустя несколько лет скончался.
Карьера Хонтхорста, служившего монархам и другим владетельным особам, исключительна для живописца буржуазной Голландии. С одной стороны, она объясняется личными стремлениями и симпатиями мастера, с другой — блеском его искусства и присущими ему некоторыми особыми качествами. Недаром художник родился в Утрехте, городе, где и после революции ведущую роль играли духовенство и дворянство. Образование Хонтхорста ясно говорит о том, что его готовили для жизни в высших кругах общества. И на позднем автопортрете 1655 года он изобразил себя многоопытным джентльменом, легко ориентирующимся в хитросплетениях придворной жизни.
В свои итальянские годы Хонтхорст, как и другие, также подолгу жившие в Италии его выдающиеся соотечественники, подражал живописи великого Караваджо. Многими итальянский, караваджистский период творчества Хонтхорста считается лучшим. Резкое «погребное» освещение Караваджо, безотносительное ко времени суток, с его как бы самосветящимися фигурами и сгущающимся вокруг них мраком, превратилось у голландского художника в реалистически оправданный ночной огонек фонаря или свечи. За свое искусство в изображении ночных сцен Хонтхорст даже получил в Италии прозвище «Герардо делле Нотти», т. е. «Герард Ночной».
И в композиции картин, опираясь на завоевания Караваджо, Хонтхорсту удалось достичь нового. Сохранив присущие итальянскому гению качества ошеломляющей приближенности зрителя к изображению, он сделал это изображение более свободным, естественным. Среди композиций Хонтхорста наиболее замечательными были изображения веселящихся за столом компаний, а также своеобразные портреты-жанры музыкантов, пьяниц, гуляк («Веселый скрипач»). Первые из этих картин и реализм в трактовке религиозных сюжетов произвели сильное впечатление на молодого Рембрандта, получив претворение в его работах. Портреты-жанры обратили на себя внимание Франса Хальса, написавшего много подобных произведений в 1625—1627 годах. В этом влиянии Хонтхорста на двух крупнейших мастеров не только голландского, но и всего мирового искусства, может быть, заключается наиболее важное его значение.
Творчество Хонтхорста итальянского периода, действительно, обладает редким очарованием. Но все же еще более плодотворными, счастливейшими были годы, проведенные художником в Утрехте до его поездки в Лондон. В это время он достигает вершин своего реализма и обогащает голландскую живопись множеством находок, самостоятельных и заимствованных из итальянского искусства.
Его сложные исторические композиции обладают такой ясностью, такой живостью показа, что захватывают даже непосвященного. Религиозные сюжеты воплощены с поистине священным трепетом. Жанровые и мифологические сцены исполнены неподдельного комизма, юмора или дышат таким безоблачным счастьем, которое не может не вызвать у зрителя ответное радостное чувство.
В последующие годы творчество Хонтхорста в основном сводится к декорированию дворцов и портретированию высочайших особ. Соответственно с выдвинутыми перед ним новыми задачами, стиль его поворачивает к классицизму, прежде теплый колорит становится «металлическим», как бы отражая атмосферу придворной жизни. Как и в пропаганде идей караваджизма, так и в деле распространения классицизма Хонтхорст был одним из первых художников в Европе.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.