Джорджо Вазари, первый историк итальянского Возрождения, автор знаменитых «Жизнеописаний», так рассказывает о начале деятельности Перуцци в Риме: «Хозяин художественной мастерской, к которому пришел молодой Бальдассаре, поставил перед ним грунтованный холст и велел написать на нем Мадонну с Младенцем, не дав ни картона, ни рисунка. Перуцци взял уголь и в один миг нарисовал Богоматерь. Затем красками в несколько дней он написал картину столь прекрасно, что привел в изумление не только своего мастера, но и многих художников, видевших ее».
Очень высоко ценил живопись Перуцци Б. Челлини, выдающийся скульптор и ювелир, но были и другие мнения — ученик Перуцци С. Серлио говорил, что художник Перуцци незначительный, а вот архитектор первоклассный. Такая разница в оценках и обилие приписываемых, а не достоверных произведений делают Перуцци, по выражению одного исследователя, «самым загадочным художником I четверти XVI века», несмотря на множество сохранившихся сведений о нем.
Перуцци был родом из Сиены. В самом начале XVI века он выполнил несколько фресок в сиенском соборе доныне не сохранившихся. В 1503 году художник перебрался в Рим, где в дальнейшем и жил. В Риме Перуцци выполнял многочисленные заказы на постройки зданий, на росписи уже существующих, а также выступал как театральный декоратор, оформляя различные постановки. Покровителем и заказчиком Перуцци был банкир Агостино Киджи, также выходец из Сиены. Для него в 1508—1511 годах Перуцци построил дворец, перешедший позднее семье Фарнезе и потому известный как вилла «Фарнезина». Некоторые искусствоведы приписывают авторство постройки Рафаэлю, но, по всей видимости, это не так. Рафаэлю и его школе принадлежат лишь некоторые росписи внутренних помещений дворца. Перуцци также расписал фресками отдельные залы. Наиболее славятся росписи зала Галатеи, с иллюзионистически написанным небом на потолке и циклом мифологических сюжетов. Обширной галерее античных богов и героев художника присущи внутренняя цельность, изящество и благородство.
Сцены «Персей и Медуза», «Геракл со львом>, «Похищение Ганимеда>, «Кентавр и Аполлон», «Вакх и Ариадна» и другие воссоздают собирательный облик гармонически развитого, прекрасного телом и духом человека, идеала гуманистов. Свои композиции Перуцци искусно вписывал в разнообразные архитектурные обрамления. Сцена «Леда с лебедем», заключенная в шестигранник, представляет спартанскую царицу Леду и явившегося к ней в облике лебедя Зевса. Фигура Леды дана в сложном динамическом развороте. Тянущийся к ней клювом лебедь широко и устойчиво раскинул белоснежные крылья.
Внизу на облачке уютно расположились пухлые амурчики, которые великолепным образом уравновешивают всю пространственную композицию. Образующая раму архитектурная лепнина тщательно выписана черно-белыми красками. Гризайлем мастер передает все перспективные сокращения и тончайшие светотеневые переходы. Полная иллюзия объемности вводила в заблуждение даже выдающихся художников. Рассказывают, что великий Тициан никак не мог поверить, даже меняя точки зрения, что перед ним искусная живопись, а не скульптурная лепнина. Многогранный талант Перуцци проявлялся наилучшим образом в оформлении пространства, где он соединял свои архитектурные и живописные дарования. В «Фарнезине» он спроектировал и расписал так называемый Колонный зал. Одну стену зала занимает большая фреска с перспективно изображенным колонным портиком и городским видом за ним. Мощные колонны, холодно блистающие полированным мрамором, продолжают реальное пространство помещения. За невысокой балюстрадой, которой кончается иллюзорный портик, простирается панорамный вид Рима, где в общей массе узнаются известные здания. Такая перспективная декорация зрительно увеличивает небольшой зал, создает ряд неожиданных пространственных эффектов.
В своей живописной системе Перуцци эволюционировал от стиля Раннего к Высокому Возрождению, последовательно испытывая влияния Пинтуриккьо, Себастьяно дель Пьомбо, Рафаэля. Станковых произведений Перуцци писал мало. Это почти исключительно большие алтарные образы, в которых художник повторял один полюбившийся ему тип Мадонны с округлым мягким и спокойным лицом.
Перуцци известен как основатель римской школы декоративных фасадных росписей, к сожалению, до наших дней ничего не дошло. С 1520 года Перуцци являлся помощником строителя собора св. Петра. Известен его проект собора, который, хотя и не был принят, широко использовался другими архитекторами для своих построек. Несмотря на высокие должности (в конце 20-х годов Перуцци был главным архитектором Сиены), художник был небогат. Причиной тому, говорит Вазари, были излишняя скромность, робость и даже нескладность Перуцци в практических делах. Похоронен Перуцци в знаменитом Пантеоне рядом с Рафаэлем.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.