До наших дней не дошло ни одной картины Гу Кай-чжи, от его трактатов об искусстве сохранились лишь небольшие фрагменты, однако не случайно в каждой книге по истории китайской живописи ему отводится весьма значительное место.
Гу Кай-чжи справедливо считается первым из большой плеяды великих китайских художников, и его влияние на многие последующие поколения мастеров было огромным. На работах Гу Кай-чжи учились мастерству, его свитки часто копировались, и благодаря этому мы можем иметь представление о его творчестве.
Гу Кай-чжи жил более полутора тысяч лет назад во времена династии Цзинь. Сохранилось описание жизни Гу Кай-чжи, которое дает нам хорошее представление о его личности. Подобно творческим натурам более позднего времени, он сочетал в себе разнообразные дарования. Великий художник, он был также прекрасным музыкантом, умел слагать стихи, славился как каллиграф. Многогранность таланта делала Гу Кай-чжи фигурой яркой и самобытной. Согласно литературным преданиям, Гу Кай-чжи отличался тремя свойствами: острым умом, мастерством художника и некоторой чудаковатостью. Уже при жизни имя художника было овеяно славой, его картины неизменно вызывали внимание и восхищение. В житии Гу Кай-чжи рассказывается, как он в молодости взялся помочь монахам монастыря Ва Гуань и обещал собрать на ремонт главного храма миллион монет. Он написал на стене одного зала изображение буддийского подвижника Вималакирти. Когда изображение было закончено, все помещение наполнилось ярким сиянием, исходившим от головы, словно присутствовавшего в зале святого. Поглядеть на чудо стекались толпы людей, и они щедро одарили монастырь. Таким образом, художник выполнил свое обещание.
Великий портретист, Гу Кай-чжи передавал в своих работах тончайшие оттенки духовного состояния модели, ее сложный и неоднозначный внутренний мир. «В портретах Гу Кай-чжи присутствует дух» — говорили современники. Из жизнеописания Гу Кай-чжи известно, что свои портреты мастер писал подолгу. Нередко случалось, что он откладывал в сторону почти готовую работу и ждал по нескольку лет, прежде чем изобразить зрачки глаз. На недоуменные вопросы заказчиков Гу Кай-чжи отвечал: «Ключ к изяществу и прелести искусства, равно как и другие достоинства произведения, кроются не в передаче внешней красоты или безобразия предмета, а в маленьких точках и штрихах, одухотворяющих картину». В копиях более позднего времени до нас дошли два произведения Гу Кай-чжи. Оба они представляют собой длинные горизонтальные свитки, на которых несколько живописных сцен разделены между собой столбцами иероглифического текста.
Первый свиток — «Ло шэнь», или «Легенда о фее реки Ло» — выполнен на сюжет одноименной поэмы поэта Цао Чжи, написанной в 222 году. В поэме рассказывается лирическая история о трогательной любви феи, духа молодой женщины, и обыкновенного человека. Влюбленным не дано соединить свои судьбы, и, расставаясь, они горестно сетуют на свое злосчастие. Настроение щемящей грусти и мягкой нежности, коим проникнуты все сцены свитка, тонко уловлено художником в поэме и полностью соответствует ей. Рассказ о двух влюбленных Гу Кай-чжи разворачивает на фоне пейзажа. Это самый ранний известный нам в китайской живописи пейзаж. В нем нельзя найти той тончайшей разработанности, которая присуща более поздним свиткам. Образы природы представлены в довольно условных знаках. Так, редкие кустики соответствуют лесным чащам поэмы, а маленькие волнистые холмики — это огромные горы.
Однако с этой условностью великолепно сочетаются изящные фигурки людей. Прелесть фантастического сюжета и тонкая поэтичность человеческих чувств дополнены окружающим ландшафтом, помогающим создавать особую духовную атмосферу. Краски пейзажа не очень разнообразны, но они составляют утонченную неяркую гамму. Приглушенные коричнево-красные и бледно-зеленые тона, гибкие линии создают изысканное декоративное единство композиции. По волнам неширокой речки скользит бесплотная хрупкая фигура женщины, ее лицо обращено к любимому, оставшемуся на берегу. Для усиления выразительности Гу Кай-чжи помещает в небе пару гусей — знак нерасторжимой любви, и дракона — покровителя водной стихии.
О второй известной нам работе Гу Кай-чжи представление лучше всего дает старая копия VI века, хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Свиток называется «Наставления придворным дамам». Мастер изобразил несколько сцен, иллюстрирующих нравоучительную поэму Чжан Гуа, поэта второй половины III века. Между девятью отдельными композициями написаны соответствующие места из текста поэмы. Перед зрителем проходят разнообразные дворцовые сцены, доносящие живой облик людей, живших полторы тысячи лет назад. Пейзажный фон в композициях отсутствует. Художник во всех сценах ограничился одними фигурами, почти не изобразив окружающую обстановку. Незаполненный чистый фон предвосхищает белые поля позднейшей китайской живописи.
Творчество Гу Кай-чжи явилось образцом для последующих художников. В его работах воплотились основные специфические черты китайской живописи, совершенство и плавность каллиграфической линии, ритмическая гармония штриха, использование свободного фона как пространственной среды, включение в картину надписи. Вместе с двумя великими современниками — каллиграфом Ван Си-чжи и поэтом Тао Юаньмином Гу Кай-чжи явился одним из трех китайских гениев IV века, зачинателем живописного искусства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.