Недавнему студенту Строгановского училища и начинающему преподавателю Игнатию Игнатьевичу Нивинскому было всего двадцать три года, когда он, вдвоем с архитектором И. В. Жолтовским, отправился в Италию. То, что видел он раньше в книгах учебной библиотеки, обрело плоть и кровь. Эта поездка дала творческий импульс художнику на много лет вперед. Нивинского стали называть «итальянцем в русском искусстве». Действительно, все раннее творчество художника народилось под обаянием чудных впечатлений «земли обетованной». Тяга к настоящим знаниям, широта — тоже от итальянских мастеров эпохи Возрождения. Свои юношеские настроения позже он выразит словами: «Художнику мало заниматься только определенной областью изобразительного искусства, знать технику, только ее. Кругозор его будет неминуемо узок». Разносторонне одаренный, сам Нивинскии в своей деятельности был чужд узкому профессионализму. Он учится в архитектурном институте, в художественной студии, преподает, занимается живописью, офортом. Молодой художник работает в мастерской Жолтовского в качестве его помощника; проектирует несколько усадеб, церковь, театр; в 1913 году строит дачу в Пушкине, под Москвой. Художник монументально-декоративного склада, он расписывает Музей изящных искусств на Волхонке, интерьеры гостиницы «Метрополь», Киевский вокзал, зрительный зал Малого театра.
Знаменательно, что в архитектуре и фресковой живописи чувствуется влияние старых итальянцев: в архитектуре — Палладио, в живописи — Веронезе, Тициана, Тинторетто. Художник стремится возродить традиции «большого искусства», воплощение которого видит в искусстве Ренессанса.
Краткий опыт занятий станковым искусством окончился в 1911 году, и художник раз и навсегда обратился к офорту, опираясь и здесь на итальянские прототипы — офорты Пиранези. Равнодушный к жанру, он увлекается патетикой древности. Как офортист, Нивинский дебютировал в 1913 году серией «Итальянская сюита». Во многих работах он вдохновенно воспевает своеобразие итальянских городов, роскошь южной природы, благородное изящество архитектуры («Венецианский мостик», «Колизей в Вероне», «Венеция. Иль Реденторе»). Какое разнообразие ритмов, какая величавость и вместе с тем грация! Художник свободно пользуется разными техниками: мягкий лак, меццо-тинто, лавис, монотипия. Строит свои работы то на живописных («Туалет», «Отдых»— 1916), то на скульптурных началах («Кариатида», 1913; «Св. Себастьян» 1915).
Патетика художника после революции обрела черты гражданственности. Он участвует в организации графической секции Изо Рабис, расписывает агитпоезда и агитпароходы, руководит их оформлением, заведует секцией народных празднеств, делает плакаты, оформляет павильон 1-й сельскохозяйственной и кустарной выставки. Новые мощные ритмы страны проникают и в его офорты («ЗАГЭС», 1927). Несколько листов этой серии утверждают размах, пафос строительства. Этому способствуют панорамные композиции: перспектива гор, вольное течение могучей реки.
Богата эмоциональная палитра художника. В ней эффектность и нарядность природы Италии, Крыма, Кавказа чередуются с простотой и умиротворенностью пейзажей Средней полосы России. Удивительно богат в них цвет переходами от черного к светлому, выразительны живописные массы; соседствуют, но не враждуют острый штрих и пятно. Скромная природа выглядит обновленной, таинственной. Тенисты кущи, неподвижна вода, которую разрисовывают звонкие солнечные зайчики. Просветлены, дали — дрожит, овевает их воздух («Река Яуза», 1918). Чуть позже в творчестве Нивинского появляются серии «На Волге», офорты, связанные с русской архитектурой («Московский Кремль», «Саввино-Сторожевский монастырь», 1918—1921).
В своем экслибрисе Нивинский изобразил себя рядом с офортным станком и фрагментом эскиза декорации к «Принцессе Турандот». Действительно, офорт и театральные работы преобладали в творчестве художника. В 1921 году начинается его сотрудничество с Е. Б. Вахтанговым, на несколько лет ставшее идеальным союзом режиссера и художника И тот и другой, не любя бытописательства, стремились к зрелищности, блеску. «Нет праздничности — нет спектакля»,— говорил Нивинский. Театр обнаружил в художнике неизвестный до этого дар комического. Знания и навыки, которые он приобрел в процессе работы над росписями Музея изящных искусств, позволяли ему передавать характер различных эпох. Он работал над декорациями к спектаклям Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, студий МХАТ, Малого театра, оформлял пьесы русской и западной классики, советских авторов, любимых Гоцци и Гольдони.
В последние годы жизни художник создает рисунки к «Римским элегиям» Гете. Нивинский иллюстрировал много книг, но «Римские элегии» — самое совершенное его творение в этой области. Графический язык чист и изящен, выражает гармонию, высшую полноту. Вместе с поэтом Нивинский вернулся в священные места своей юности, к любимому искусству: «Ты созерцаешь, дивясь, развалины древних строений. Бродишь, мыслями полн, в этих священных местах».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.