В годы гражданской войны политический плакат и сатирический рисунок были реальным и действенным оружием в борьбе нового против старого. «Грозный смех»— это привычное определение как нельзя лучше подходит к сатирической графике этого времени. Не хватало бумаги, типографских красок, квалифицированных рабочих, но плакат был «приравнен к штыку» и, несмотря на неимоверные экономические трудности, печатался в первую очередь наряду с газетой. В таких условиях и возникла в Российском телеграфном агентстве в Москве в 1919 году счастливая мысль расширить политическую агитацию средствами изобразительного искусства путем устройства своеобразных регулярных «выставок» сатирических плакатов в витринах магазинов в центре города. Так возникли ставшие впоследствии легендарными «Окна сатиры РОСТА».
«Окна» периодически выпускались в течение трех лет, с 1919 по 1921 год, и «душой» их были Владимир Маяковский, Михаил Черемных и Иван Малютин. «Окна» откликались оперативно на все события дня — бывало, что в неделю появлялось три выпуска. Применяя трафареты, «окна» стали вскоре распространять уже в десятках экземпляров, рассылая их по московским клубам и в провинцию.
Это была живая, злая и веселая сатирическая «газета», которая просто и доходчиво комментировала главные события времени, громила белых, высмеивала слухи, страшившие обывателей, призывала бескорыстным трудом приблизить будущее. Каждое «окно»— это группа рисунков, последовательно раскрывающая суть актуального сюжета. В большинстве «окон» очевидны и общее стремление создать новый тип народной картинки, и вместе с тем индивидуальность каждого из ведущих художников «окон».
Среди «окон», сочиненных Иваном Андреевичем Малютиным, мы встретим разработки самых различных сюжетов: от острокритических до патетических («Долой мешочников», «На польский фронт», «В здоровом теле — здоровый дух», «Да здравствует 8-й съезд Советов. Товарищи, собираемся на 8-й съезд»). В то же время художественные пристрастия мастера во всех его работах довольно определенны. Каждую тему художник решает убедительно и ярко.
Стиль рисования Малютина, при его несомненной любви к рассказу, к запоминающейся детали, при этом весьма условен и обобщен. Такая декоративная выразительность решения позволила без особых художественных потерь тиражировать рисунок с помощью трафарета. Малютин использует опыт современного прочтения старой народной картинки, лубка, накопленный графиками еще в издании плакатов и лубков эпохи первой мировой войны. И он не стремится стилизовать известные образцы. Перекличка с народным творчеством — в простоте композиции, яркой декоративности цвета, в единстве текста и изображения. Малютин рисует намеренно угловато, неуклюже, цвет ложится контрастными декоративными плоскостями. Композиция, прежде всего, должна «остановить» прохожего, а затем уже раскрыть точно смысл события. Несомненно, что в ряде своих «окон» художник использует и опыт народных площадных театральных представлений — театра кукол, марионеток, балагана, например, в известной композиции «Последний баронишко».
Опыт «Окон сатиры РОСТА» Малютин в 1920-е годы принес и в советскую сатирическую журнальную графику. Его рисунки можно найти, перелистывая «Безбожник» и «Бич», «Красный перец» и «Смехач», «Лапоть» и «Чудак», то есть самые популярные юмористические издания той поры. Закономерно, что фамилию Малютина мы встречаем и в списке редколлегии «Крокодила» (порой он подписывал свои рисунки псевдонимом И. М. Мешакин).
Рассказывают, что, когда художник приносил работы в редакцию, их просмотр обычно сопровождался дружным взрывом смеха. Малютин умел «смешно» нарисовать стол, кошку, кепку, самовар. Все в его рисунке включалось в веселую изобразительную игру, хотя он и не был мастером развернутого занятного рассказа, каким, скажем, являлся К. Ротов. Юмор Малютина возникает как бы сам собой, путем незаметной ироничной деформации привычной формы, обыгрывания детали. При художественной условности решения — Малютин никогда не рисовал как заурядный комментатор фактов, — в его рисунках есть, несомненно, сильное и непосредственное чувство жизни, знание быта, понимание характеров.
Это соединение непосредственности восприятия с любовью к стихии народного творчества и с пониманием современной живописной культуры есть и в лучших живописных произведениях мастера и, конечно, в его театральных работах. Наряду с графикой театр был его настоящей любовью. Лучшие декорации Малютина исполнены для оперы Зимина, а затем, после революции, для театра Московского Совета рабочих депутатов. И среди них оформление оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» в постановке известного режиссера Ф. Комиссаржевского. В своих декорациях Малютин соединил мощь архитектурных построек Древней Руси с силой звучания цвета. В костюмах очевидно стремление дать характерные народные типы. Глубокое чувство традиционной русской народной жизни есть также в декорациях и костюмах к драме А. Островского «Гроза». Обе эти работы не раз показывались на ретроспективных выставках советского декорационного искусства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.