Жизнь Вильгельма Лембрука трагически оборвалась в марте 1919 года — он покончил с собой в возрасте тридцати восьми лет. Такой конец — следствие трагического мироощущения этого выдающегося немецкого скульптора, в творчестве которого отразились духовные проблемы, занимавшие мыслящих людей предвоенной Германии. Ужас, вызванный в душе художника событиями первой мировой войны, последовавшая за этим утрата веры в гуманизм привели его, как и многих других западных интеллигентов, к глубокому внутреннему кризису, выходом из которого Лембрук избрал для себя смерть.
Скульптор вырос в бедной горняцкой семье в городе Дуйсбурге, еще школьником он начал вырезать из мела фигурки людей. Художественное образование Лембрук получил в Академии художеств в Дюссельдорфе. Большое значение для сложения его таланта имело влияние бельгийского скульптора Константена Менье, в начале века получившего известность и в Германии. В конце прошлого века Менье первым среди скульпторов своего времени обратился к образу рабочего человека в скульптуре, к теме труда. Вслед за Менье Лембрук еще в годы учения — 1901 — 1905— обращается к сюжетам, почерпнутым из знакомой с детства обстановки. В бронзовых скульптурах и рельефах он изображает горняков во время работы, в момент короткого отдыха после изнуряющего труда.
Начало нашего века — это период первого большого подъема искусства скульптуры после долгих десятилетий застоя в XIX веке. В Германии новые скульптурные идеи были выражены вначале лишь в теоретической форме Адольфом Гильдебрандом, который, размышляя о скульптуре, ставил на первое место не задачи сюжета и внешней эффектности, а пластическую форму и ее закономерности. Идеи, высказанные Гильдебрандом, были развиты Лембруком и его великим соотечественником Эрнстом Барлахом. Франция же, в отличие от родины Лембрука, имела преимущество в области развития скульптуры. В последней четверти 19 столетия расцвело многогранное и полемическое творчество Огюста Родена. Искусство Родена дало толчок к расцвету скульптуры в первые годы нашего века. Во Франции выдвигаются такие значительные скульпторы, как Эмиль-Антуан Бурдель и Аристид Майоль. Поэтому для развития творчества Лембрука оказалась очень важной его поездка в Париж, где он прожил вплоть до 1914 года. Пребывание в Париже, который был признанной столицей нового искусства, дало возможность Лембруку познакомиться и с новыми направлениями в живописи, но особенно интересным для него было изучение скульптуры Майоля. Основным мотивом пластики Майоля было изображение женских фигур, в которых он воплощал свой идеал красоты и гармонии. Также и для Лембрука центральным пунктом его исканий становится фигура человека, в которой он стремится дать глубокое символическое выражение своих чувств и мыслей. Бронзовая скульптура «Коленопреклоненная» (1911) изображает женскую фигуру удлиненных пропорций, которые затем станут типичными для Лембрука. Пластические формы геометризируются, подчеркнут выразительный жест, ритм линий силуэта. Чувственно-материальное начало, ярко выраженное у Майоля, у Лембрука отступает на задний план. Вытянутое, иссушенное, как в средневековых статуях, тело представляется в первую очередь носителем духовной силы. «Коленопреклоненная» подносит согнутую в локте руку к груди, в этом жесте воплощен немой вопрос или мольба. Линиям этой руки вторят складки одеяния в нижней части скульптуры, придавая ей единый тревожный ритм. В этой скульптуре уже есть символическое выражение напряженного ожидания, страха перед роком, перед будущей судьбой. В период нацизма скульптура «Коленопреклоненная» вместе с другими произведениями живописи и пластики, не угодными фашистскому режиму, была показана на выставке «дегенеративного» искусства.
Другое значительное произведение Лембрука «Возвышающийся юноша» (1913—1914) по жесту руки сходно с «Коленопреклоненной», но здесь воплощена иная идея движения — растущего, обращенного к окружающему пространству. Черты лица юноши сходны с лицом самого скульптора, в этой работе можно видеть своеобразный автопортрет Лембрука. Наблюдая нарастание социальных противоречий и милитаристского накала в своей стране, Лембрук воплощал в своих скульптурах тревожившее его сердце предчувствие ожидающих Германию потрясений. Обостренная выразительность пластических форм, выражавшаяся в угловатости, заостренности всех скульптур Лембрука, перекликается с распространившимся тогда в Германии течением экспрессионизма, в котором главной задачей художников было раскрытие внутреннего мира человека, а не следование внешним формам реальности.
Разразившаяся первая мировая война придает еще больший накал трагическому мироощущению Лембрука. В рисунках 1917—1918 годов он часто обращается к традиционной теме «Пьеты», изображая оплакивание богоматерью мертвого Христа. Тема гибели человека сурово и лаконично выражена в скульптуре Лембрука «Павший» (бетон, 1915—1916). Это образ человека, поверженного не только физически, но и претерпевшего моральное поражение, сломленного, неспособного противостоять идеям зла и насилия, насаждавшимся в воюющей Германии.
Так и сам Лембрук, не найдя в себе сил бороться за гуманистические идеалы, ушел из жизни.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.