Имя итальянского художника Франческо Альбани в силу извечного процесса переоценки ценностей, сопутствующего течению времени, ныне хорошо известно лишь узкому кругу специалистов. Его работы заслонили произведения более крупных, ярких представителей итальянской культуры. Однако у его современников и в последующие эпохи произведения Альбани, с их мягким лиризмом и изяществом живописной манеры, пользовались большой популярностью. Его называли Анакреоном в живописи по ассоциации с древнегреческим поэтом, автором любовной лирики. В первой половине XIX столетия, в период расцвета академического искусства в России, творчество Альбани привлекает внимание не только живописцев, но и литераторов, видевших в нем образец понимания модной красоты. Имя «Альбана> часто упоминает в своих стихотворных произведениях А. С. Пушкин: «Подайте мне Альбана кисти нежны» («Сон»), «Хотелось вроде мне Альбана бал петербургский описать> («Евгений Онегин») и т. д.
Путь Альбани в искусстве начался в пору упадка гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения. Сложные и противоречивые условия времени послужили почвой для формирования новой идейно-стилистической направленности, представлявшей собой официальную линию в итальянской культуре XVII столетия и именуемой барокко. Большую роль в сложении барочной стилистики в живописи сыграла группа художников, представителей так называемой болонской академической школы. По инициативе братьев Карраччи в Болонье, крупнейшем художественном центре Италии того времени, в 1585 году была организована школа-мастерская, впоследствии названная Академией вступивших на верный путь. Созданная Карраччи методика преподавания ориентировала учеников на высокие образцы живописи мастеров Ренессанса, в которых заключался единственный источник формально-эстетических решений. Эклектическое искусство болонцев нашло своих последователей не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Оно положило начало истории официального академизма в искусстве, пережив, таким образом, своих основателей на три столетия.
Альбани, уроженец Болоньи, выходец из семьи торговца шелком, рано проявил художественные способности и стал непосредственным учеником одного из крупнейших и талантливых представителей болонского академизма Аннибале Карраччи. Вслед за Аннибале, приглашенным расписывать палаццо Фарнезе, Альбани попадает в Рим и получает возможность изучать и штудировать античные памятники и произведения ренессансных мастеров. В первую очередь его привлекает Рафаэль, непревзойденный мастер монументальных композиций. Будучи помощником Карраччи в период его работ в палаццо Фарнезе, Альбани перенял основной принцип творческого метода своего учителя — создание идеала «совершенной красоты» в искусстве, некоего сочиненного мира, в котором торжествует гармония вопреки грубым материальным формам реального бытия.
В Риме Альбани окончательно утвердился как самостоятельный и плодотворный художник. В этот период им были произведены крупные монументальные работы, среди которых наиболее значительными явились росписи капеллы св. Диего в церкви Сакро Куоре ди Мария, фрески палаццо Бассано, плафон палаццо Вероспи и ряд других. Темами росписей Альбани послужили общепринятые религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты, в художественной трактовке которых ясно прослеживается желание следовать устоявшимся традициям школы монументального итальянского искусства. Вопреки многим современникам, Альбани не столь определенно стремится к экспрессивной динамике композиций, головокружительным иллюзионистическим эффектам, драматической напряженности образов. Его живописный мир чаще несет в себе жизнерадостное лирическое ощущение, бытия, и в этом отличие Альбани от рассудочного искусства других болонцев («Пейзаж со святыми женами у гроба воскресшего Христа»).
Поэтический склад художественной натуры Альбани полнее всего дает о себе знать в небольших станковых картинах на мифологические сюжеты, в которых ярче всего раскрылась индивидуальность художника. Среди них — «Отдыхающая Венера», «Танец Амуров», «Похищение Европы», «Бахус и Ариадна» и другие. В композициях его произведений особое место отводится пейзажу, который постепенно становится основным предметом внимания Альбани. Он любит изображать просторные равнинные виды, густолистые деревья, увитые плющом, извилистые реки, теряющиеся среди бесконечных далей, замки или храмы, украшенные античными статуями. Альбани создает образ возвышенно-идиллической природы, далекой от драматических коллизий, сотрясающих мир. Четко намеченные, уходящие к далям горизонта планы организуют композицию, придают ей строго уравновешенный и законченный характер. В мироощущении и формально-художественном решении своих произведений Альбани в числе других болонцев предвосхитил пути будущего развития пейзажной живописи. Поэтическую настроенность произведений Альбани усиливает присутствие жизнерадостных путти, резвящихся, водящих хороводы или просто отдыхающих. Этот найденный Альбани сюжетный мотив впоследствии получил широкое распространение в творчестве многих последователей болонской школы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.