Георгий Богданович Якулов, вошел в историю нашей художественной культуры, прежде всего как мастер театральной декорации.
И действительно, театр был его подлинным призванием. Он многое видел и воспринимал сквозь призму сцены, хотя его декорация была неразрывно связана с его работой живописца.
Можно сказать, что всю художественную жизнь, разворачивающуюся вокруг, он воспринимал как своего рода театральное действие. Вот идет популярный в Москве 20-х годов «суд> над театральным сезоном, и прокурор на нем, конечно, Якулов. Наконец, все спорят о приоритете изобретения новых художественных приемов, и Якулов с обезоруживающей непосредственностью актера объявляет себя и симультанистом, и футуристом, и конструктивистом, и имажинистом. А потом предупреждает, что измами его не возьмешь и что он не принадлежит ни к какой художественной секте, и все эти блистательные баталии, оказывается, были просто приятным способом подчеркнуть лишний раз своевременность своего искусства. Именно своевременность, понимаемую как набор неизвестно кем, но строго определенных приемов и правил.
Якулов начинал как живописец. Первой его «шумной» картиной были «Скачки» (1906). В ней привлекало соединение популярной тогда стилистики модерна, отличавшегося культом линии и подчеркнутой декоративностью — с изысканностью и тонкостью, свойственными древнему дальневосточному искусству. Якулов только недавно возвратился с русско-японской войны, и впечатления от природы и искусства Востока были у него еще свежи в памяти. Но эта параллель «Восток—Запад» оказалась не данью модному увлечению, а серьезным, получившим дальнейшее развитие началом работы в искусстве. Якулов смело «смешивал» восточную декоративность с французской культурой цвета. Результат не вызывал ощущения эклектики. Темперамент художника, его своеобразное романтическое видение мира объединяли и примиряли разные стихии. Сам артистизм исполнения становился в якуловских работах особой гранью его мироощущения.
Станковая живопись нравилась ему, он быстро достиг мастерства и признания, но сама декоративная природа его искусства требовала и иного выхода творческой энергии. Якулова начинают приглашать оформлять кафе, балы, маскарады. Он сочиняет намеренно не связанные с обликом улицы романтические интерьеры. Это как бы театрализация куска жизни, где посетители кафе или участники маскарада должны ощущать себя, как на сцене, актерами.
От работы по оформлению интерьеров оставалось сделать всего один шаг в сторону театра. Но только Камерный театр решился пригласить этого яркого, своевольного мастера. Казалось бы, то, что Якулов начал свою сценическую «карьеру» в Камерном,— его очередная экстравагантная странность. Однако театр не ошибся. Ведь кроме линии высокой классической трагедии, которой он придерживался многие годы, у Камерного театра было и другое лицо — веселая театральная импровизация, арлекиниада. И здесь Якулов проявился с подлинным блеском.
В «Принцессе Брамбилле» Гофмана он устроил на сцене замечательный карнавал. Костюмы актеров мелькали вихрем. Декорация пришла в движение. Формы колонн, лестниц изогнулись спиралью и, казалось, ринулись вслед за переливами цвета. Мастер вроде бы использовал формы новейшего аналитического искусства, но делал с ними фокусы, иронизировал над ними. И актеры в такой декорации (фрагмент ) играли весело. Они как и художник, беспрерывно импровизировали. На глазах зрителей рождался радостный, увлекающий своим темпераментом спектакль.
В «Жирофле-Жирофля», спектакле по оперетте Ш. Лекока, игровой принцип оформления был доведен до совершенства. Все было связано с ритмикой актера, от которого требовалось только одно — быть виртуозом, танцевать, делать акробатические трюки. Выбрасывались и моментально убирались лестницы, трапы, шесты. Декорация была эксцентрична и точна в своих действиях. Плоская стена, непредвиденно «стрелявшая» всеми этими трапами и шестами, давала опору игре актера. На этом простом фоне расцветали феерические, красочные костюмы.
Соединение безудержности, щедрости, красочности, вызывавшее в памяти критиков эпоху барокко, со сценической обусловленностью всего решения — производило на современников невероятное впечатление. Когда Камерный театр гастролировал в 1923 году в Париже, известный поэт и критик Жан Кокто описал работу Якулова как поэму во славу новой сценичности. Своеобразие вклада Якулова в театр заключается в соединении старых декоративных систем с новейшим пониманием задач художника в спектакле. Облик его работ отчетливо противостоит строгим геометризованным формам конструктивистской декорации тех лет. Его творчество доказывало возможность развития старых театральных зрелищных систем в современности. Чувство стихии движения, свободная импровизация — все эти стороны старого театра оказывались близки поискам 20-х годов. Именно поэтому Якулов, казалось бы, облекавшийся в формы вечного карнавала, стал одним из самых заметных мастеров декорации своего времени.
Он не отказывался от своей любви к декоративности даже в работах, внешне далеко отстоящих от его яркой, играющей всеми цветами радуги живописи. Так, скажем, балет «Стальной скок» С. Прокофьева, оформленный им для дягилевской труппы в Париже в 1927 году, только с первого взгляда может показаться гимном машине, «индустриальным» по форме. Вглядываясь в старые фотографии, читая объяснения современников, мы опять оказываемся в стихии якуловского карнавала, веселой, насмешливой и артистичной.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.