Джакомо Манцу принадлежит к числу самых крупных итальянских скульпторов XX столетия. Его искусство счастливо соединило в себе духовность и гуманизм образов с острой современностью пластического видения мира.
Манцу родился в городке Бергамо (северная Италия), в семье многодетного сапожника. Его жизнь небогата внешними событиями. Профессиональное образование скульптор получил в местной художественной школе и Веронской Академии. После окончания Академии он совершил традиционное путешествие в Париж, а в 1930 году поселился в Милане; там же в 1932 году состоялась первая персональная выставка его произведений. С 1958 года и вплоть до наших дней Манцу живет и работает в местечке Ардеа, расположенном в окрестностях Рима.
В раннем творчестве Манцу ощущается непосредственная связь с искусством ведущего мастера итальянской скульптуры начала века — Медардо Россо. Молодой скульптор воспринял у Россо «раскрепощенность» пластического языка, принцип внутреннего движения скульптурных масс и свободной живописности фактуры, отражающих лирическое чувство художника. Однако, в отличие от Россо, Манцу видел цель своего творчества не в передаче текучести бытия, а в воплощении проявляющихся в обыденной действительности вечных законов жизни, смерти и творчества, в утверждении непреходящих по своему значению духовных ценностей. Именно здесь находится источник органической монументальности пластики Манцу и ее внутренней близости к искусству средних веков и Возрождения. Образы мастера всегда предельно конкретны и непосредственны, но при этом наполнены подлинно философским содержанием. Импрессионистическая живописность пластического языка перерастает у него в экспрессивную выразительность, антискульптурная, по существу, неопределенность формы — в конструктивность и подчеркнутую вещественность. Таков созданный им в 1938 году «Давид»,— лишенный каких-либо мифологических атрибутов, но сопоставимый по внутренней значительности с прославленными образами итальянского Ренессанса. На протяжении всего творчества Манцу постоянно возвращается к нескольким «сквозным» темам, находя каждый раз новые образные и пластические решения. Одна из таких тем — характерная для всего искусства XX века — «художник и его модель». Именно с нее началась работа мастера в области бронзового рельефа, принесшая ему уже в конце 30-х годов известность на родине, а затем и европейскую славу. В своих рельефах он передает таинство рождения искусства, скрытый от непосвященных диалог художника и натуры, в котором одинаково подчеркнуты и преклонение перед природой, и созидательное начало творчества. При этом, если первые работы скульптора были созданы в технике низкого рельефа, то впоследствии он свободно совмещал низкий и высокий рельеф, сохраняя неизменными свои общие художественные принципы: гармоническую ясность и немногословность композиции, экспрессивность лепки, остроту линий, свободную игру света и тени, выступов и углублений, эмоциональную и организующую роль лишенного изображений фона.
В 1939 году Манцу начал еще более обширную серию рельефов на вторую ведущую тему своего творчества, которую можно назвать в целом «темой смерти». Она воплощена, прежде всего, в символических сценах мучений и распятий Христа, в которых присутствуют палачи (изображенные в годы войны в облике фашистских генералов), бесстрастные свидетели событий и оплакивающие женщины, полные безмолвного отчаяния, сострадания и глубокой человечности. При этом, «вечные образы» у Манцу современны и легко уживаются с образами нашего времени; жертвенная смерть Христа соседствует с мученической смертью борца Сопротивления. Свое высшее выражение тема человеческого страдания и смерти нашла в самой монументальной по размаху работе скульптора — бронзовых дверях для собора св. Петра в Риме. Знаменитый собор был полностью достроен еще в XVII веке, однако не все входы в его западный портал украшены бронзовыми дверями. В результате конкурса, проведенного после освобождения Италии от германской оккупации, отлив одной из дверей был поручен Манцу. С 1947 года (в котором был проведен конкурс) и вплоть до «открытия» дверей в 1964 году скульптор упорно работал над воплощением своего замысла. Содержание созданных им рельефов — противопоставление естественной и насильственной смерти. Успение богоматери, уносимой ангелами, противостоит жестокому распятию Христа, убийство Авеля — мирной смерти библейского Иосифа, гибель партизана (повторение ранней композиции на эту тему) — смиренному ожиданию своего конца папой Иоанном XXIII... При этом трагизм эпизодов насильственной смерти сочетается со скорбной лиричностью сцен мирного угасания и с общим ощущением конечной гармонии мироздания.
К числу наиболее выразительных образов Манцу в области круглой скульптуры принадлежат его знаменитые «кардиналы».
Первая небольшая статуэтка на эту тему была создана в 1940 году («Маленький кардинал»), за ней последовали многочисленные вариации сидящих и стоящих фигур, достигающих иногда более двух метров высоты («Большой кардинал», 1955). Над образами кардиналов скульптор продолжает работать и в наши дни.
Персонажи Манцу — реальные люди, показанные в неприкрашенной правде своего физического и психологического облика, и вместе с тем — вневременные символы. Все они в той или иной мере полны духовной силы и величия и напоминают святых с порталов готических соборов или египетских фараонов (сходство с последними им придает, кроме всего прочего, характер головных уборов). Человеческая фигура как бы закована в одежду; мастер подчеркивает контраст между напряженной духовной энергией образа и замкнутой статикой объемов, выявляет пластическую выразительность ниспадающих плащей и добивается монолитной цельности всего скульптурного решения (особенно характерной для поздних работ).
Аскетичному и суровому миру «кардиналов» противостоят женские и детские образы скульптора, в которых с особой силой проявилась жизнеутверждающая и лирическая сторона его дарования.
Большинство женских образов Манцу представляет собой изображения обнаженной натуры. Это, по преимуществу, балерины.
В этих образах скульптор выступает продолжателем традиций Дега, но, в отличие от французского мастера, он добивается впечатления монументальной вневременности и сочетает движение с устойчивой неподвижностью всей композиции. Само движение никогда не является у Манцу простым танцевальным па, оно продиктовано идущим из глубины духовным порывом. Особенно духовны и романтичны статуи (а также скульптурные портреты), навеянные образом любимой натурщицы и жены скульптора — Инги Шабель. Изображения детей олицетворяют в искусстве Манцу саму чистоту и невинность. Такова его «Девочка на стуле», в которой ярко проявилось стремление скульптора к вещественности изображения — особенно характерное для позднего периода его творчества (60-е и 70-е годы). В этот период скульптура Манцу приобретает большую, чем прежде, обобщенность и динамизм и обогащается новыми сюжетами и пластическими приемами, причем трактовка человеческой фигуры в его искусстве становится более свободной, и особую роль начинает играть изображение окружающей человека предметной среды.
Воссоздание средствами искусства «живой» вещи в реальном пространстве в сочетании с обнаженностью приема, преобразующего материальный мир в произведение искусства, придают последним работам Манцу особую чисто современную остроту.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.