В ранней юности, будучи учеником Киевской художественной школы, руководимой Н. И. Мурашко, Моравов полюбил искусство передвижников и пронес это пристрастие через всю свою жизнь. «Самым большим праздником для нас,— вспоминал впоследствии художник,— был приезд передвижной выставки. Так хотелось скорее увидеть новые картины Репина, Сурикова, Поленова и других».
В 1897 году Моравов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимается под руководством Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова и А. В. Корина. Окончив натурный класс, он поступает в только что открытую при Училище мастерскую В. А. Серова.
А в 1903 году Моравов становится участником 31-й передвижной выставки. Он представляет на суд зрителя свою картину «Мать». Это была его дипломная работа, и о ней очень одобрительно отозвался Репин. Уже в этом полотне определилась социальная позиция Моравова, симпатии которого неизменно оказывались на стороне угнетенных и обездоленных.
С особым интересом относится он к деревенской жизни, его герои по большей части крестьяне — женщины, убирающие, картофель или вяжущие снопы, рыбаки, тянущие из озера сеть, деревенские пастухи, старики и старухи. Самыми тесными узами связаны они с родной землей, ее полями и лесами. Поэтому пейзаж не только фон в произведениях Моравова, это активная жизненная среда его героев. Художник постоянно работает на натуре, и действующие лица его полотен как бы выхвачены из гущи повседневной жизни.
В 1904 году, после 32-й выставки, Моравов становится членом Товарищества передвижных выставок. На всем протяжении его художественной деятельности очень явственно обнаруживается общественно-просветительская тенденция творчества живописца. Она определяет и тематику его картин, и доступность средств выражения, и его участие в воспитании молодых художников, в организации разного рода школ, мастерских, выставок, рабочих театров. С 1902 года Моравов участвует в начинаниях издателя И. Д. Сытина, широко известного демократической направленностью своих изданий. Он преподает в художественно-полиграфической школе, организованной и руководимой Н. А. Касаткиным при сытинской типографии. Школа готовила хромолитографов и книжных иллюстраторов-графиков. Несколько позднее Моравов пишет ряд картин для альбома «Русская история в картинах», изданного И. Д. Сытиным. Уже названия их — «Декабристы в Чите», «Военные поселения», «Аракчеевщина», «Прорытие Ладожского канала» — говорят об обличительном характере этих произведений.
В 1909 году Моравов работает над иллюстрациями к детским рассказам Льва Толстого. Он получает приглашение приехать в Ясную Поляну и пишет портрет великого писателя, экспонировавшийся на 38-й передвижной выставке (фрагмент).
Всем своим творческим путем Моравов был подготовлен для активной художественной деятельности после победы Октябрьской революции. Он участвует в оформлении колонн демонстрантов и зданий в дни революционных празднеств, работает в комиссии по охране памятников искусства; вместе с В. К. Бялыницким-Бируля, А. Е. Архиповым и В. В. Рождественским занимается преподаванием в Свободных художественных мастерских в Тверской губернии.
Темы его послереволюционных картин по-прежнему посвящены народной жизни, однако идейные акценты резко переместились. Он стремится показать строителя новой жизни в его созидательном труде — на Волховстрое и в колхозе, пишет для Музея труда портреты знатных текстильщиков и металлургов.
Много полотен Моравова посвящены теме революционной борьбы В. И. Ленина на разных этапах подпольной работы. Большинство из них вошли в экспозицию Центрального музея В. И. Ленина. Моравов по-прежнему верен принципам реализма, но, к сожалению, в его работах 30-х и особенно 40-х годов проявилась известная сухость и иллюстративность.
В 1946 году Алексею Викторовичу Моравову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а за два года до смерти, в 1949 году, он становится действительным членом Академии художеств СССР.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.