В парижском «Улье», бедных меблированных комнатах, где жила многоязычная семья художни-ников из разных стран, обосновался в 1910 году и студент школы декоративных искусств Иосиф Чайков. Сын мелкого ремесленника с Украины, он попал во Францию почти случайно. Его работы в Киеве увидел тогда уже известный скульптор, живший по большей части в Париже, Н. Аронсон. Он и помог юноше обосноваться во Франции. Живя в «Улье», Чайков познакомился со многими тогда уже известными, хотя и молодыми художниками. В их числе были, Марк Шагал и Амедео Модильяни.
В 1914 году Чайков возвращается в Россию, и его мобилизуют в армию. Только после революции он мог возобновить систематические занятия искусством. В те годы Чайков жил в Киеве и оформлял книги. Он умело использовал в иллюстрациях древние традиции украшения рукописей и опыт новейшей графики. Молодой художник быстро достиг высокого уровня мастерства. Но в душе он всегда ощущал себя, прежде всего скульптором.
Как скульптора его в это время интересуют современные пластические системы. Они утверждались в живописи, но находили отклик и в скульптуре. Чайков делает несколько своеобразных, отмеченных сильным непосредственным чувством монументальной формы временных агитационных памятников. Это памятник Карлу Либкнехту и получивший известность, один из первых в стране, памятник Карлу Марксу. В станковой скульптуре художника интересуют новые конструктивные возможности, которые открывало перед пластикой развитие техники, намечавшийся союз техники и искусства. У Чайкова этот интерес возникал параллельно с интересом к новым темам. Он делает «Мостостроителя» (1921), «Электрификатора» (1925). Необычный язык пластики, угловатые динамичные ритмы, применение железа, пружин в таком сочетании не выглядели чем-то самодовлеющим, отвлеченным. Художник хотел новое в жизни увидеть по-новому и в новом материале. Это ощущение неповторимости сегодняшнего момента, ценности его для искусства сохранилось у него на всю жизнь и определило пафос работы скульптора.
После двухлетнего пребывания в Берлине, где он мог сопоставить собственные поиски с новейшими тенденциями европейского послевоенного искусства, Чайков в 1923 году навсегда обосновался в Москве. Он становится деканом скульптурного факультета Вхутемаса и выступает как один из организаторов художественной жизни в области скульптуры. Несколько лет Чайков возглавляет «Общество русских скульпторов». Во всей этой бурной, отнимающей много энергии деятельности он ни на минуту не забывает о творчестве. Именно в те годы закладывается фундамент успешной многолетней работы мастера. Она неровна, в ней можно увидеть свою эволюцию, но в принципе творчество Чайкова являет собой пример единства, внутренней верности своему искусству. Чайков выступал и выступает как портретист. Особенно значительны его портреты художников и писателей. Его «моделями» были В. Фаворский, К. Истомин, С. Герасимов, Л. Квитко, К. Чуковский. Несколько раз он возвращался к изображению Маяковского. Портреты Чайкова не претендуют на всю полноту рассказа о человеке. Он подчеркивает то немногое характерное, чем и запоминается человек, но в этом немногом нередко самая суть жизни человека.
На протяжении многих лет Чайков интересовался проблемами синтеза искусств и работал по скульптурному оформлению многих выставок у нас в стране и за рубежом. Его интересовали и собственно декоративные вещи. Так, в середине 30-х годов художник исполнил на заводе в Конаково ряд небольших керамических скульптур и рельефов в цвете.
Но, пожалуй, наиболее примечательны в творчестве Чайкова динамичные групповые композиции. Самая известная из них — «Футболисты» (1928—1937) — установлена перед Третьяковской галереей, а из работ 60-х годов выделяется «Космос» (1964). В этих скульптурах ясно выражена самостоятельность мастера в понимании пластики.
Скульптура для Чайкова подвижный, живой организм. Его композиции свободны, асимметричны. Он любит показывать фигуру в сложном ракурсе, в движении, в воздухе. Проникая взглядом внутрь композиции, обнаруживаешь, что пространство между фигурами не «пустота», а эмоционально освоенная «зона». Чайков всегда точно ритмически строит самые стремительные, порывистые вещи. Он хочет отыскать в столкновении различных движений, в невероятных пересечениях особую, контрастную внутреннюю гармонию.
В своих композициях Чайков любит применять новые материалы, открывая их необычайную выразительность. Но и в самых простых, казалось бы, традиционных постановках художник стремится найти необычное, сохранить в композиции свое первое чувство, породившее желание сделать данную вещь. Так, в одной из своих работ 70-х годов он совершенно по-новому претворил известный мотив «Женщина перед зеркалом». В этом небольшом рельефе мы одновременно видим и модель, и ее отражение. Легкая светотень не только подчеркивает контраст объема и глубинности, но и незаметно, ненавязчиво создает ощущение интерьера. В одной скульптуре соединяются острота современной пластики и классическая ясность чувства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.