Гравюра резцом, возникшая еще в XV веке, переживает в XVII веке период расцвета. Расцвет этот, в сущности, локализован во Франции — именно французские мастера придали гравюре черты «большого стиля». Они создали особый жанр гравированного .портрета, в котором, в отличие от портрета парадного, официального, проявились лучшие особенности французского искусства: ясность мысли, сдержанность передачи характера, серьезность выражения.
Робер Нантейль наиболее полно воплощает эти тенденции: его творчество созвучно мыслям Декарта и Паскаля, оно отмечено печатью разума, сосредоточенной и углубленной работы интеллекта. Нантейль принадлежит к не слишком распространенному типу художника-мыслителя. Происходя из состоятельной семьи (его отец был торговец шерстью в Реймсе), он получил основательное гуманистическое образование — сначала в коллегии иезуитов, а затем у бенедиктинцев аббатства Сен-Реми. В 1645 году он защитил философскую тезу и получил соответствующее звание.
Но философия не стала его профессией. Одновременно с учеными занятиями он начинает учиться гравированию у местного художника Реньсона и, подготовив к защите свой трактат, сам награвировал к нему титульный лист. С учителем он вскоре, по старинному цеховому обычаю, породнился, женившись на его сестре.
В начале 1647 года Нантейль обосновался в Париже и в 1658 году получил должность королевского рисовальщика и гравера. Судьба его определилась: у него были своя мастерская, помощники и ученики, лучший из которых — Эделинк — тоже был связан с ним родством. Таким образом, жизнь Нантейля была устроена по принятым тогда цеховым правилам. Но он понимал их устарелость. Предполагают, что сочинение Нантейля «О мастерстве в искусстве гравюры» послужило толчком для издания королевского эдикта 1660 года, освобождавшего граверов от цехового принуждения.
Человек высокообразованный, умный, полный чувства собственного достоинства, Нантейль первый из граверов ощутил себя не ремесленником, а художником.
Творчество Нантейля посвящено исключительно портрету. Иногда он воспроизводил в гравюре живописные произведения, но основная масса его работ сделана по собственным рисункам с натуры. Ему позировали члены королевской фамилии, Мазарини, Кольбер, Фуке, Тюренн, Гасенди, королева Христина Шведская, покровительница Декарта, и многие другие представители французского высшего общества.
Виртуозно владея техникой гравюры, он с блеском передавал такие как будто и не подвластные резцу вещи, как мягкость волос, фактуру тканей, свежесть кожи. Но это не было его главной задачей. Техническое совершенство в передаче материи стало самоцелью для граверов следующего поколения. Нантейля же интересует, прежде всего, человек, его индивидуальные особенности, его характер.
Персонажи Нантейля — это всегда люди значительные. Вероятно, художник сумел добиться для себя возможности выбора — во всяком случае, выдающиеся деятели того времени охотно позировали ему. Но даже там, где личность портретируемого не давала оснований для глубоких художественных обобщений, Нантейль умел придать его облику величие и серьезность. Вполне в духе своего времени, в духе становления абсолютизма как «цивилизующего центра», по словам Маркса, Нантейль решающее значение придавал общественному положению человека — вернее, степени его участия в государственной работе. Он искренне видел благожелательность в глуповатой Анне Австрийской и государственный ум в хитром интригане Мазарини. Впрочем, в том аспекте, в каком они интересовали художника, так оно и было. Его портреты, как это ни парадоксально звучит, гражданственны: не тонкость душевных переживаний занимает его, а ум, сознание долга, воля к действию. Эти идеалы раннего классицизма выражаются у Нантейля отнюдь не в классической форме. Правда, его гравюрам присуща почти скульптурная четкость и ясность формы, но в них совершенно нет аллегоризма и идеализации. Более того, они поразительно точны и остры по характеристике, в высшей степени жизненно убедительны. В этих неулыбчивых лицах с неправильными чертами и живым взглядом чувствуется заряд нервной энергии, напряженность внутренней жизни, скрытой за внешним спокойствием. Чувство собственного достоинства, присущее самому Нантейлю, стало главной чертой и его персонажей (портрет Г. Ламуаньона).
Творчество Нантейля не вписывается ни в один из стилевых потоков времени. Это чудесный сплав аналитического реализма и классической завершенности формы, трезвости и сдержанной страстности. Без него история французского искусства была бы неполной.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.