Николай Багратович Никогосян родился в армянском селении Шаграр (ныне Налбандян), в семье крестьянина.
В 1937 году будущий скульптор поступил в художественную школу при Ленинградской Академии художеств, а затем и в саму Академию. Учеба была прервана войной, заставшей Никогосяна в Ереване. В 1944—1947 годах он — студент Московского института им. В. И. Сурикова, в котором особенно большое значение для его творческого формирования имели занятий в классе А. Т. Матвеева. Матвеевские уроки глубокого проникновения в натуру, конструктивной и одухотворенной лепки ощущаются в зрелом творчестве скульптора.
Его дипломная работа — статуя «Ночь» — была выполнена в лучших традициях матвеевской пластики; однако само изображение обнаженной натуры оказалось для мастера эпизодическим явлением.
По своему призванию Никогосян — портретист; его увлекает задача запечатлеть в бронзе или камне «души изменчивой приметы», передать характер модели и само движение ее внутренней жизни.
Скульптор в совершенстве владеет всеми жанрами портретной пластики, от статуэток до монумента, причем весь его творческий путь представляет собой последовательное движение от камерных ко все более монументальным формам портрета.
Еще в годы войны, во время своего пребывания в Ереване, а также в последующее десятилетие Никогосян создал целую серию гипсовых и бронзовых статуэток, изображающих деятелей армянской и русской культуры. Их отличали ,темпераментная лепка, непринужденность и естественность движения, точность жеста и острота образной характеристики, являвшейся при кажущейся экспромтности результатом длительного вживания в натуру. Персонажи Никогосяна живут, занимаются своим делом, общаются с невидимым собеседником, и при всем этом не являются слепком с действительности, а обладают полноценным пластическим бытием.
В 50-е годы стремление к более масштабной, и углубленной передаче духовной жизни человеческой личности обусловило обращение скульптора к станковому и монументальному портрету. В этот период Никогосян создает целую галерею «воображаемых» и натурных портретов по преимуществу выдающихся деятелей культуры и науки — Н. Некрасова и М. Налбандяна, Л. Арагона, Р. Симонова, П. Капицы, А. Исаакяна, М. Плисецкой, А. Агаронян и других. Все его бюсты и полуфигурные статуи хорошо построены, пластичны, отличаются внутренней наполненностью и одухотворенностью формы. Скульптор работает во всех материалах, от камня до дерева, но наиболее органичен для него язык бронзы с ее живописной лепкой, передающей ощущение духовного порыва и непосредственной жизни модели.
Вторая сторона творчества Никогосяна 50-х годов — монументальная пластика, представляющая собой в основном мемориальную портретную . скульптуру, отличающуюся от станковой своими размерами, характером композиции и более обобщенным пластическим решением.
К числу наиболее известных монументальных произведений скульптора этого периода принадлежит установленный в Ереване памятник армянскому поэту XIX века Микаэлу Налбандяну. Творчество скульптора двух последних десятилетий отмечено дальнейшими поисками пластического синтеза и более современных стилевых решений. Для его портретов 60-х — 70-х годов — таких, как портреты Саркисяна, Рошаля, Грибова, Тимофеевой, английского физика Кокрофта,— характерны цельность объемов, экспрессивность фактуры и особая энергия всего пластического выражения. В этот период скульптор создает такие монументальные произведения, как памятник армянскому философу V века М. Хоренаци (1961) и статуя «Труженица Араратской долины» (1975). Обе скульптуры выполнены в камне и отличаются монолитной нерасчлененностью формы и размывающей контуры шероховатостью фактуры. Характерная особенность произведений Никогосяна — отсутствие внешней стилизации, ложной многозначительности, обусловленность пластического синтеза внутренней мыслью. Обобщенный портрет органично перерастает в его последних работах в более отвлеченный поэтический образ. В памятнике Хоренаци Никогосян передает саму философскую углубленность творчества мыслителя, а его «Труженица» воспринимается как символ крестьянского труда, олицетворение почвенной силы народа и его нравственной цельности.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.