«Спящая в кошаре» — так называется одна из картин степной сюиты Кузнецова, исполненная в 1911 году. Вид спящей женщины безмятежен, очертания ее фигуры подчиняются спокойному ритму. Занавеска, затканная цветами, на фоне которой изображена женщина, кажется сюжетом из ее сновидения — настолько туманнопричудлив и зыбок этот цветник. Картина не исчерпывается сюжетным пересказом — весь секрет ее прелести, трудно выразимый в словах, заключен в ощущении гармонии мира, разлитом в тончайших переходах и сочетаниях цвета. И это составляет особенность произведений Кузнецова. У него был «неистощимый запас цвета», как сказал, вспоминая о своем товарище по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, К. С. Петров-Водкин.
В Московское училище, где встретились в молодые годы два этих выдающихся художника, Павел Варфоломеевич Кузнецов пришел после того, как провел несколько лет в Саратовской школе изящных искусств (1891 — 1897). Он был уроженцем Саратова, так же как В. Борисов-Мусатов, П. Уткин, А. Матвеев, приблизительно в тот же период прошедшие местную художественную школу. Судьба и дальше вела их близкими путями, все они составили ядро группы «Голубая роза», на выставках которой показывали свои произведения, пронизанные духом символизма.
Кузнецов впервые нашел свою самобытную тему в искусстве, побывав в заволжских степях, где кочевали киргизы и калмыки. Идея единства человека и природы становится господствующей в его картинах. Она воплощается не в сюжетах, круг которых довольно узок, а в трактовке этих сюжетов. Простые сцены — стрижка барашков, кормление их, водопой, отдых кочевников в степи, у становищ,— содержат рассказ не о действиях, а только о состоянии. Люди погружены в самосозерцание, их мир и мир окрест лежащий сочетаются поразительно гармонично. Состояние природы лишено четкой определенности, так же зыбок и безграничен мир чувствований. Оба извечны.
Мечтательно-созерцательный характер свойствен живописным и графическим произведениям Кузнецова, созданным после поездки в Туркестан, в Бухару. Средняя Азия была для него воплощением особого мира, особого понятия — Восток. С ним связывалась романтическая мечта художника о золотом веке, о счастье человечества. Свой Восток был в те же годы у Мартироса Сарьяна, запечатлевшего улочки Константинополя, пальмы Египта; другим был Восток Матисса, поехавшего за ним в Марокко, а еще раньше у Гогена, нашедшего его на Таити. Кузнецов преображал в свои романтические идиллии впечатления от реальной действительности, они приобретали под его кистью условный романтический характер («Птичий базар», «У водоема»). В тот же период в творчестве Кузнецова появляются натюрморты, портреты, произведения монументально-декоративной живописи (эскизы росписей Казанского вокзала).
Во всех этих жанрах он продолжает работать после Октябрьской революции. Став одним из организаторов советских художественных вузов, Кузнецов вел преподавательскую работу во Вху-темасе-Вхутеине в области сначала станковой, потом монументальной живописи.
Деятельный характер его натуры проявился в ряде новых для него областей. Художник нашел применение своим организаторским способностям и общественному темпераменту, работая в секции искусства при Московском Совете, в коллегии Наркомпроса, в комиссии по охране памятников искусства и старины в Московском Кремле. Он участвовал в украшении Москвы к дням революционных празднеств, оформлял журналы, театральные постановки. К этому же периоду относится создание многочисленных живописных полотен. В них Кузнецов остается мечтателем и лириком, но изображение сцен реальной действительности приобретает более конкретный характер. На его полотнах, по словам А. В. Луначарского, «бьется живая жизнь, которая становится особенно ощутимой в фигурах трудового человека, в картинах земного плодородия».
Поездки художника в Крым, в Закавказье дали ему материал для создания изображений табачниц и пастухов, сцен строительства в Ереване, обработки туфа, постройки электростанции, воздвижения моста в Армении, в Баку. Кузнецов создает и обобщенные образы простых тружеников («Мать», 1930).
Индустриальный пейзаж обладает у Кузнецова характерными для его искусства чертами пластической выразительности. Красота самой живописи, достигшая одухотворенности на его полотнах, воспринимается зрителями как красота жизни, образ которой создает художник.
Натюрморты и пейзажи преобладали в творчестве Кузнецова в последние десятилетия его долгой жизни, наполненные такой же честной, серьезной повседневной работой над живописными произведениями, как и в молодые годы. Девяностолетний художник до последних дней не выпускал кисти из рук.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.