Для русской скульптуры второй половины XVIII века имя Михаила Ивановича Козловского одно из самых славных. Вдохновенный пафос его искусства, универсализм, мощь художественного выражения — все это, видимо, дало основание современникам назвать его — "российский Бонарот". Да и сам скульптор не скрывал своих симпатий к творениям великого Микеланджело, хотя его художественные пристрастия (определившиеся в пору пребывания в Риме) были широки: Рафаэль и Пуссен, Гвидо Рени и Тициан. Столь разноплановая ориентация спасла Козловского от узкой приверженности какому-либо определенному стилистическому направлению. Правда, его творческое развитие пришлось на время угасания одного великого стиля (барокко) и смену его другим (классицизмом). Такая неустойчивая художественная ситуация сообщила искусству Козловского динамичность поисков и неожиданность творческих результатов.
В его эволюции прослеживаются две линии, представленные, с одной стороны, например, статуей «Аполлон» (1775), в которой идеализация образа и виртуозное совершенство пластики свидетельствуют о тонком и прочувствованном изучении античного наследия, а с другой — композицией «Аякс защищает тело Патрокла» (1796), где могучая скульптурная проработка, полная драматизма, не имеет ничего общего с античной гармонией. Так же контрастны его безмятежный «Спящий амур» (1792) и «Поликрат» (1790). Эта скульптура была создана Козловским во время его пребывания в Париже в бурную пору Великой Французской революции. Она оказалась самым значительным произведением первого периода его творчества. «Поликрат» по праву стоит в ряду таких выдающихся созданий русской скульптуры, как «Прометей» Ф. Гордеева и «Марсий» Ф. Щедрина. Их объединяют выразительная образная и пластическая экспрессия, потрясающая картина мучительных человеческих страданий и могучего борения. Но вместе с тем творение Козловского во многом и отлично от них. Оно не столько акцентирует внимание на идее героической жертвенности, сколько на философско-этической проблеме обреченности человека на несчастье. На это указывает уже выбор прообраза: Поликрат — самосский тиран VI века до н. э., правивший многие годы безбедно и счастливо,— почувствовал, что за этим последует расплата. Он сделал попытку умилостивить жертвой богов, но она не была принята. Поликрат вскоре погиб, он был распят вторгшимися на его остров завоевателями. Козловский изваял статую мучительно гибнущего Поликрата. На безысходность судьбы намекает надпись, сделанная на скульптуре по-гречески. Она гласит: «никто не является счастливым пока жив». Впрочем, такой определенный пессимистический подтекст образа снимается многогранностью содержания скульптуры, открывающейся при обзоре ее с разных сторон. Тема безвинного страдания и неизбежного наказания сменяется в ней мотивом протеста против власти судьбы. Однако для Козловского была актуальна и тема героического оптимизма, которая реализуется, например, в скульптуре «Бдение Александра Македонского» (1780-е гг.). Уверенная, точная мужественная пластика выявляет, при внешнем бездействии героя, его постоянную «посвященность подвигу». (Бодрствуя, Александр держит в руке шар, который упадет, если он начнет засыпать, и при падении разбудит героя.) Таков и «Геркулес на коне» (1799), в победном воодушевлении летящий «избавить мир от бед».
Наконец, с настоящей исторической масштабностью эта же героическая тема была воплощена скульптором в памятнике А. В Суворову (1799—1801), лучшем создании зрелой поры его творчества. Возобладавшие в начале века принципы классицизма требовали благородной простоты и величия от произведения искусства. Козловский достиг в своем памятнике удивительного синтеза величавой трактовки образа героя и портретных черт облика Суворова. Он как бы скульптурно овеществил и сделал зримой главную идею, суть личности великого полководца, не впадая при этом в аллегорическое иносказание (хотя в одном из эскизов Суворов был представлен Геркулесом с палицей в руках). Силуэт скульптуры графичен, четок, в нем легко читаются и органично соединены стремительная поступь и победная сила героя. И поныне памятник Суворову работы Козловского является одним из лучших монументов на площадях Ленинграда.
В 1800—1802 году скульптор выполняет для петергофского каскада бронзовую статую Самсона — произведение, исполненное декоративной красоты и титанической мощи. Блестящая золотом огромная фигура исполина, раздирающего пасть льву (здесь аллегорически представлен Петр I, «рыкающего льва свейского преславно растерзавший»), полная спокойного напряжения могучих сил и как бы разворачивающаяся на глазах зрителя, становится прекрасным центром Большого ковша фонтанов. Статуя пропала во время Великой Отечественной войны и ныне заменена копией, исполненной скульптором В. Л. Симоновым.
Преждевременная смерть Козловского лишила русское ваяние многих драгоценных творений. В последних работах скульптора: надгробиях П. И. Мелиссино и С. А. Строгановой, по словам современника, сам камень «рыдает».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.