Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в Хвалынске, на Волге. Хвалынск стоит на высоком правом берегу, а за рекой, напротив городка, начиналась необозримая равнина, степи. Волга была как бы границей двух разных миров. Один из них — обжитый, наполненный знакомыми людьми, заросший садами. Другой открывался с волжского обрыва, полный космической первозданности, и его еще предстояло открыть. Каждый из художников, выросших на Волге, по-своему воспринимал этот контраст, но со временем для критиков, писавших об их работах, волжская природа становилась все более реальным фактором в становлении творчества. Так получилось, что на рубеже веков саратовская земля дала русскому искусству сразу нескольких крупных мастеров, зримо повлиявших на его судьбы. Отсюда родом были В. Борисов-Мусатов, А. Матвеев, П. Кузнецов, П. Уткин.
Петров-Водкин в своих автобиографических повестях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» часто возвращается к урокам волжской природы, вспоминая, как «подсказывала» она ему строй его картин. Здесь он впервые стал ощущать землю как планету, движение и «дыхание» земли. А раз по-новому ощущалась земля, то и люди на ней должны были зажить по-новому — красиво, чисто. В картинах Петрова-Водкина история встречалась с сегодняшним днем. В живописи мастера оживали представления народа о благородстве и красоте русской женщины. Живопись была для него особым способом размышления о мире, о судьбах России. Быт как таковой, его пестрые проявления мало интересовали художника. Он стремился избегать в живописи всего суетного, преходящего и хотел найти емкие, пластические и философские понятия, которые бы выразили его понимание времени.
Такая ясность осознания своих целей была результатом огромной художественной и умственной работы. Ведь в некоторых своих моментах судьба Петрова-Водкина близка судьбе Горького. Детство в провинции, мещанская среда, учение «в людях» — суровая, тяжелая школа. Он мог стать мастеровым, железнодорожником, «богомазом», наконец вывесочником, а между тем бросил «дело» и уехал учиться «ненужному» искусству в Петербург, а потом в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Для этого нужны были не только деньги, покровительство мецената, упорство, но и огромная внутренняя решимость. «Мне казалось, что я становлюсь барчуком, ухожу от тяжелого труда в какие-то эмпиреи, откуда выхода к здешней жизни нет»,— писал впоследствии художник о сомнениях, обуревавших его в те годы.
Он учился живописи, работал в мастерских Парижа, но еще не выяснил для себя, в чем его призвание — в изобразительном искусстве или в литературе. Он писал стихи, рассказы, драмы. Драмы эти шли на сценах театров и вызывали споры, критика их метила как «декадентские». Но постепенно живопись вытеснила увлечение литературой. Картина как философское осмысление мира — вот какую цель ставил перед собой художник. Он штудировал искусство старых и современных мастеров, путешествовал, изучая природу. Все это входило в работу как материал для размышления. Ранние итальянцы, красочность Матисса, линейные построения мюнхенских художников Петров-Водкин сравнивал с уроками русской школы.
Драматическим противоречиям действительности он хотел противопоставить новую гармонию, возродить искусство высокого стиля. В первых крупных вещах Петрова-Водкина нередко сказывалось влияние символизма. Построения были открыты, резки и жестки, как формулы. Художник замечательно чувствовал движение линии, искал «свой» цвет, но необходимо было время, чтобы все составляющие формы сплавились в искомую гармонию.
«Купание красного коня» (1912) подвело черту разноречивым ранним исканиям и открыло зрелый период творчества мастера. Петров-Водкин в этой картине решительно обращается к опыту русской иконописи, своеобразно соединяя его с итальянской классикой. Но картина не вариация на музейные темы. Сам строй ее, чувства, которые она несет, явно современны. Закономерно, что картина вызвала бурную полемику в прессе тех лет. Она казалась криком, вызовом. Внутренняя энергия, беспокойство, тревожность цвета. Художник предлагал широкий символический образ, символ судьбы России, перекликающийся с блоковским определением России как «степной кобылицы». Это не теоретическое построение, умозрительный вывод, а художественное прозрение, предчувствие. «Так вот почему я написал «Красного коня»,— эти слова невольно вырвались у художника, когда он узнал о начале первой мировой войны.
В картинах Петрова-Водкина крестьянская Россия, ее люди предстают во всем величии их облика. Его тема — красота душевного мира. Он не лирик, а поэт эпического склада. И это проявляется во всем — ив отношении к сюжету, который лишается черт случайности, и в самом художественном языке. Человек в картинах Петрова-Водкина ощущает себя частью огромного мира, мир как бы входит в него, и жизнь обретает масштабность и величие. Строгий цветовой строй картины поддерживает эту торжественную гармонию. Собственно говоря, Петров-Водкин в основном использует три цвета — зеленый, синий и красный. Зеленый, как в народных песнях,— цвет лугов, синий — весенней синевы небес, красный — солнца. Для художника пейзажи и натюрморты, великолепные сами по себе, прежде всего путь к картине. Картина для него всегда результат огромной душевной и интеллектуальной работы, своего рода многоплановый роман. Работал художник неспешно, этап за этапом, проверяя себя. И вместе с тем картины мастера всегда говорят о самом важном именно сегодня. Для него эпос — не прошлое, а сама нынешняя жизнь, к которой надо только подходить не с мерками быстропроходящего времени, а с позиций исторического времени, связи времен. Это сопоставление определяет сложность, многозначность восприятия полотен мастера.
В картине «Петроград в 1918 году» простой факт, но и небывалый — переселение бедноты в квартиры буржуазии — вырастает в рассказ о времени, о суровой красоте эпохи. Современники мастера называли эту картину на классический лад — «Петроградская мадонна». Извечные символы — Родина, женщина-мать — сопоставлены здесь с началом новой эпохи.
В «Смерти комиссара» (1928) бойцы существуют в равной мере в реальном измерении, и в легенде. Картина вырастает в эпос о героизме, о самопожертвовании ради будущего счастья на земле. Это возникновение легенды, мифа буквально на глазах зрителя — важный момент в творческом методе мастера.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.