«Искусство Утамаро — это искусство сердца. Что волнует его сердце, то воспроизводит его кисть». Такими словами сказал о своем молодом ученике японский художник Торияма Сэкиэн, написавший предисловие к первой иллюстрированной книге Утамаро «Песни раковин», опубликованной в 1780 году. Лиризм, воплощение не просто определенного чувства, но его самых тонких оттенков, станет характерной чертой творчества этого художника, создавшего в 90-е годы XVIII века свои прославленные серии гравюр: «Соревнование в верности», «Дни и часы девушки», «Избранные песни любви» и др.
Начав с иллюстраций к книгам по естественной истории («Книга птиц», «Книга насекомых» и др.), где самым важным было точное воспроизведение натуры, художник десятилетие спустя пришел к созданию серии лирических женских портретов «Замечательные красавицы шести лучших домов», каждый из которых можно сравнить со стихотворением, воспевающим грацию, нежность, обаяние, красоту.
На протяжении двухсот лет — с середины XVII до середины XIX века — в истории японского искусства самое главное место принадлежало гравюре. Именно здесь раскрылись основные черты художественного стиля эпохи. И хотя техника печати с деревянных досок была известна в Японии намного раньше, лишь в XVII— XVIII веках с бурным расцветом книгопечатания гравюра стала ведущим жанром художественного творчества. Она появилась как итог длительного пути развития средневекового искусства Японии, в первую очередь живописи, главные особенности которой легли в основу выразительных приемов гравюры.
Однако, выступая наследниками старых мастеров, работавших кистью на бумаге или шелке, японские граверы приспосабливали их сложившийся художественный язык к совершенно новому материалу, сообразуясь с его возможностями.
Мягкое дерево продольного распила было удобно для вырезания четких контуров, ограничивающих большие цветовые плоскости. Создавая рисунок-оригинал для ксилографии, художник обязательно учитывал саму технологию создания печатной доски, возможности дерева и резца. Неизбежно его главным выразительным средством становилась линия. Ее бег, ее мягкое струение, ее нервная пульсация и создавали эмоциональный тонус образа, его подлинную жизнь.
Имя Китагава Утамаро появилось среди японских граверов в период подъема этого искусства и скоро стало в один ряд с самыми прославленными именами.
Главным содержанием искусства деревянной гравюры в это время становится современная жизнь — будни растущих городов, оживление торговых улиц и веселых кварталов, герои популярного театра Кабуки. Сложная психология личности, острые социальные конфликты находились вне сферы внимания художников. Не привлекала их и задача передать индивидуальный облик человека, взаимодействие характеров. Зато в гравюре они умели выразить чувства человека, показать главный момент какого-то события.
Героини Утамаро как будто застыли на мгновенье и сейчас продолжат свое плавное грациозное движение. Но эта пауза в движении — самый выразительный момент, когда наклон головы, жест руки, общий силуэт фигуры передают чувство, которым они живут, которым захвачено все их существо. «Большинство художников изображали то, что они видели.
Я же, портретист, пытался передать душу натурщицы и рисовал ее так, чтобы все ее полюбили»,— говорил Утамаро. В большинстве его гравюр нет повествования, нет сюжета, сведены к минимуму детали, не дается представления о месте действия. Нейтральный, незаполненный фон гравюры делает изображение еще значительнее, заставляет сконцентрироваться только на нем, провожать глазом каждый изгиб линии, ощущать, постигать ее ритм, а через него — суть произведения, суть чувства, передаваемого художником («Куртизанка Осама из дома Абура»). Особенности художественного языка Утамаро ясно ощутимы в гравюрах с крупномасштабными изображениями, где лицо женщины занимает всю плоскость листа (так называемые «Большие головы»).
С точки зрения человека, воспитанного на образцах европейского искусства, эти изображения весьма условно можно отнести к жанру портрета—так лишены индивидуализации, так похожи друг на друга изображенные на них женщины. Да художник и не ставил задачей уловить неповторимость черт лица или передать его особое выражение в данный момент. Для него каждая женщина — воплощение какого-то одного качества или состояния, которое он и старался уловить. Легкое кокетство и игривость, меланхолическая задумчивость, настороженное ожидание и при этом женственная мягкость, утонченное изящество — все это и передается только линией и цветом в совершенно особой условной манере. Линия разной толщины, разной силы упругости, легкости рассказывает и о внешних качествах модели и передает не видимую глазом, но ощущаемую внутреннюю наполненность поэтического образа, его смысл. Живая плоть тела, мягкость кожи, тяжелая масса волос, гладкая фактура шелкового кимоно скорее домысливаются нами, чем реально воспроизводятся художником. Но «домысливание» это становится возможным лишь благодаря тому, как Утамаро провел линию щеки и шеи своей героини, как расположил на поле гравюры густое черное пятно сложной прически и нежно-розовые полосы ворота одежды. Поставив тут же рядом свою подпись и печать, он как будто хотел подчеркнуть, что перед нами плоский лист бумаги, но плоскость эта — величайшая ценность, без которой невозможно искусство с его удивительным сочетанием правды и вымысла.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.