Одно из произведений Росандича изображает скульптора, в яростном вдохновении обтесывающего глыбу камня. В этой композиции хорошо переданы та внутренняя энергия и романтический порыв, которые являются характерными чертами всего творчества югославского мастера.
Тома Росандич родился в Сплите в семье резчика камня. Отцу он был обязан первыми уроками ремесла. Дальнейшее художественное образование он, подобно большинству югославских скульпторов того времени, получил в местной камнерезной мастерской. Здесь Росандич научился также литью из бронзы и обращению с деревом, ставшим впоследствии излюбленным материалом его пластики.
В 900-х годах после неудачной попытки поступить в Венскую Академию художеств скульптор поселяется в Вене, где участвует в выставках венского «Сецессиона». Во время первой мировой войны он живет в Англии и Франции, а после ее окончания обосновывается в Белграде.
Раннее творчество Росандича отмечено сильным влиянием стиля «модерн» и экспрессионизма; он подражает сначала Мецнеру, а затем Лембруку и ведущему югославскому скульптору XX века Ивану Мештровичу. Увлечение линейной стилизацией приводит Росандича в начале 1910-х годов к жесткости пластического языка и нарочитости образных и композиционных решений. Однако лучшим его работам этого времени все же присущи пластичность формы и теплота как бы прорывающегося сквозь стилевую схему поэтического чувства. В дальнейшем его искусство, сохраняя черты стилизации и экспрессионизма (особенно в рельефах и произведениях, связанных с религиозной тематикой), становится более органичным.
В статуях из дерева, выполненных скульптором вскоре после первой мировой войны, удлиненные фигуры кажутся вписанными в ствол дерева. Росандич подчеркивает цельность объемов, несколько однообразная фактура, которых оживляется декоративно-стилизованной проработкой волос и складок одежды. Но при всей своей «блочности» его скульптура полна внутренней энергии и движения, переданного и сложными поворотами фигур и всем характером линейно-пластического языка. Это сочетание пластической замкнутости и динамизма типично для всего искусства Росандича. Видение скульптора не только обобщено, но и драматично. Его пластика воплощает в себе противоборство двух начал, преодоление человеком сопротивления внешнего мира — даже в таких утонченных и изысканных произведениях, как «Девушка» (1915), или в таких идиллических образах, как «Играющий флейтист» и «Мать с ребенком» (1917). 20-е и 30-е годы — период наивысшей творческой активности мастера. Он работает с большой продуктивностью во всех жанрах — от мелкой пластики и портрета до монументальных статуй, и в разнообразном материале: камне и дереве, бронзе и меди. В середине 20-х годов Росандич выступает также в качестве архитектора и дизайнера — в работе над мавзолеем семьи Петриновичей на острове Брач, для которого он выполнил множество рельефов, статуй и произведений прикладного искусства.
В конце 20-х годов в творчестве Росандича происходит, в соответствии с духом времени, поворот к более классическому стилю. Не утрачивая динамичности и драматизма, его образы становятся более гармоничными и естественными, а пластический язык приобретает большую простоту и внутреннюю силу. Именно в этот период Росандич создает свои лучшие произведения — удивительную по пластической энергии и музыкальности полуфигуру «Флейтист», статую «Скульптор», вдохновенный «Автопортрет», монументальные портреты поэта П. Негоша и епископа Учелини, а также целый ряд изображений обнаженной модели, символических по образному звучанию, но проникнутых более непосредственным, чем прежде, ощущением натуры. Особенно поэтичны и выразительны в пластическом отношении его женские образы, такие, как «Жажда» (1931), «Стыдливость» (1935) и «Играющая мать» (1939).
К 30-м годам относится и самое значительное монументально-декоративное произведение Росандича — группа «Игра с конем», выражающая противоборство человека и стихий природы. Основатель и ректор Белградской Академии художеств, Росандич отдал много сил (особенно в последний период своей жизни) воспитанию творческой молодежи. Его педагогическая и творческая деятельность способствовали формированию у молодых югославских скульпторов обобщенного пластического видения, преодолению в их произведениях пережитков академизма и натурализма.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.