Движение Реформации в Германии начала XVI века шло по пути национального самосознания. Поэтому и в искусстве, впитавшем в себя суть Реформации и отразившем его основные стороны, сильно, заметно противопоставление национальных традиций и итальянской «римской» культуры. Одновременно с этим почти все художники того времени, в том числе Дюрер, Гольбейн и Кранах, обращают свой ищущий взор к Италии. В ней они находят вдохновляющие их образы. Но они стремятся не слепо копировать итальянских художников, а по-новому осмыслить их достижения, привить их на национальной немецкой почве. Немецкая живопись в первой половине XVI века переживает период необычайного расцвета. Художники открывают для себя множество новых тем, среди которых социальная борьба занимает далеко не последнее место. Искусство окончательно выходит из ремесленных мастерских на передовые позиции общественной жизни. Расцветают портрет, пейзаж, мифологический жанр. Лукас Кранах — один из тех, кто возглавил бурный процесс художественного развития.
Художник родился в местечке Кронах в Северной Франконии. Отец его, Ганс Малер, был живописцем. Мы мало знаем о детстве, юности и первых годах творчества художника. Известно, однако, что уже в молодости он завоевывает общегерманскую известность. Об этом свидетельствует и дружба с Дюрером, оказавшим впоследствии огромное влияние на Кранаха. Первые конкретные сведения о художнике указывают на его пребывание в Вене (с 1500 по 1505 г.). Кранах пишет в это время портреты (лучшие из них — портреты преподавателей университета, ученых, гуманистов) и религиозные композиции. Появление одного из шедевров мастера, картины <Отдых на пути в Египет» (1504), знаменует собой завершение венского периода. В этом произведении Кранах-пейзажист превосходит самого себя. Он достигает больших успехов в стремлении объединить фигуры пейзажем. Чистота и непосредственность восприятия природы сближают его с мастерами дунайской школы пейзажа (например, с Альтдорфером).
В 1505 году Кранах переселяется в Виттенберг и становится придворным художником саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. При дворе он занимает совершенно исключительное положение (достаточно упомянуть хотя бы о том факте, что вместо полагавшихся 40 гульденов жалованья Кранах получал 100). В 1508 году курфюрст пожаловал Кранаху дворянство, что сильно укрепляет положение художника при дворе (его гербом стал крылатый дракон и перекрещенные сабли, которые с этих пор часто знаменуют подпись в его картинах). Кранах участвует в придворных балах, празднествах, охотах. Благодаря своим личным качествам (по словам современника, Кранах был «любезным, разговорчивым, щедрым, общительным и услужливым» человеком) он добивается полного доверия курфюрста. Об этом свидетельствует данное ему в 1509 году дипломатическое поручение, с которым он едет в Нидерланды. Кранах играл не последнюю роль и в городском управлении. Он был богатым и знатным гражданином Виттенберга, а в 1537—1547 годах занимал должность бургомистра. Он был владельцем аптеки, а позже — книжного магазина и печатной мастерской.
Правитель саксонского княжества стремился не только укрепить свою власть, но и ратовал за расцвет культуры; он создал в Виттенберге университет, в котором преподавали известнейшие ученые, покровительствовал искусству и художникам. Сразу же после своего переезда в Виттенберг Кранах пишет по заказу университета алтарь святой Екатерины, покровительницы наук (1506). Несмотря на некоторую неуклюжесть композиции, художник достигает большой силы выражения в портретах курфюрстов Фридриха Мудрого и Иоанна Постоянного, а также в пейзажном фоне с замком Кобург.
В начале XVI века Виттенберг был центром всей немецкой Реформации. Здесь жил Лютер, здесь он обнародовал в 1517 году свои 95 тезисов, направленных против папы римского и католичества. Большинство культурных и образованных людей Виттенберга, да и всей Германии давно были внутренне готовы к этому идейному перевороту. Поэтому они, как и Кранах, связанный с кругами виттенбергских гуманистов, с энтузиазмом откликнулись на страстный призыв Лютера. С Лютером же Кранаха связывала давняя дружба и долгая переписка. Художник не только иллюстрировал реформаторские листовки и книги проповедника, но и печатал их в своей типографии. Характерная для многих немецких художников склонность к графике была свойственна и Кранаху. Широко известны такие его графические серии, как «Страсти» (1509—1511) и «Апокалипсис» (1515). И все же лучшее графическое произведение Кранаха — профильный портрет Лютера (1521). Эта тонкая по исполнению гравюра изображает проповедника в одежде монаха. Четкая линия профиля, жесткий волевой подбородок, большой лоб — все эти черты характеризуют Лютера как непримиримого борца за свои идеи. Портретные черты схвачены художником очень точно. Гравюра Кранаха может быть воспринята как символ всей Реформации, ее высокой духовности и непреклонной решимости служить своему делу.
Протестантизм и Реформация, взывавшие к человеческой личности, к индивидуальному сознанию, оказали своеобразное влияние на искусство. Они пробудили в художниках интерес к внутреннему миру человека. Поэтому искусство этого времени очень часто обращалось к портрету. В творчестве Кранаха он тоже занимает значительное место. Художник изображал своих современников — гуманистов, ученых, правителей, друзей и близких. В этот жанр он внес много нового: одним из первых, например, ввел в практику искусства парадный портрет в полный рост (Генрих Благочестивый и Катарина Мекленбургская, 1514).
В 1530-е годы немецкое искусство подвергается сильному влиянию маньеризма, появление которого связано с кризисом Реформации. Творчество Кранаха утрачивает пафос религиозной и социальной борьбы, им овладевает интерес к далеким от общественной жизни темам. Он черпает из мифологии преобладающее большинство сюжетов своих картин. Такие произведения, как «Суд Париса» (1537), «Юдифь и Олоферн» (1531), «Самсон и Далила» (1537), сосредоточивают в себе все интересы художника в это время: любование обнаженным телом, желание объединить фигуру с пейзажем, обращение к духу готики. Мифологический сюжет художник трактует довольно своеобразно, создавая оригинальный вариант народного мифа, более простой и доходчивый. Как раз в это время в мастерской Кранаха работало много художников, они выполняли по заказам точные копии произведений мастера, но не могли передать в них искры гения, присущей оригиналам. Поэтому работы мастерской можно отличить от подлинных картин самого Кранаха, который, по словам одного исследователя, был «последним представителем великого поколения» ренессансных художников Германии.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.