Центром ренессансной культуры в XV веке была Флоренция. Именно из этого города импульсы новой философии, новой литературы, новой живописи и архитектуры и вообще нового мировоззрения распространялись по всей Италии. Порой они переплетались, а порой шли вразрез с местными традициями старого искусства. Одним из таких культурных центров, в которых пустили корни семена Возрождения, была самая северная область Италии — Ломбардия. Здесь в искусстве сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, были очень сильны традиции позднеготического искусства, а с другой — наблюдалась тяга к новым ренессансным формам. Лишь к середине XV века ренессансные формы начинают постепенно побеждать. Этот процесс наглядно отразился в живописи Винченцо Фоппа.
Фоппа родился в Брешии. Учился он вместе с Мантеньей, великолепным мастером перспективных построений, у падуанского живописца Ф. Скварчоне. Так как место обучения художника находилось неподалеку от Венеции, Фоппа, вероятно, не раз приезжал в этот город, изучал венецианскую живопись. В некоторых его ранних произведениях обнаруживается явное влияние венецианца Якопо Беллини. Например, «Распятие», первая подписанная художником работа (1456), несет в себе, несмотря на грубоватое исполнение, типично венецианскую черту — настроение таинственности и поэтической загадочности, выраженные через цвет и колорит.
В 1456 году миланский герцог Франческо Сфорца призывает мастера в Милан. Фоппа поступает на службу к герцогу и вплоть до 1490 года остается его придворным живописцем. Живет он в Павии, недалеко от Милана. В этот период его произведения еще сильно связаны с готическим искусством. Но когда мастер переезжает в Брешию, его художественная ориентация меняется, он воплощает в цвете и форме принципы флорентийского Ренессанса («Св. Себастьян»).
Дружба с многими ренессансными мастерами, в частности, с основоположником архитектуры Возрождения Донато Браманте, общение с гуманистическими кругами — все это направило художественные интересы Фоппа в определенное русло. Среди всех проблем, поставленных перед живописцем новым искусством, главное место занимали пространственно-перспективные проблемы. Еще в годы совместного ученичества Мантенья, одержимый перспективой, заронил в душу молодого живописца неистребимый интерес к художественному освоению пространства и к перспективным построениям. Фоппа в зрелые годы написал даже трактат о перспективе, который, к сожалению, не сохранился.
В 1460-е годы в Милане жил известный архитектор Микелоццо ди Бартоломее Он строил там здание Банка Медичи, внутренний дворик которого Фоппа украсил своими фресками. Так был рожден первый в Ломбардии пример органичного сочетания архитектуры и живописи в стиле Возрождения. А в 1468 году Фоппа расписывает капеллу святого Петра Мученика в церкви Сан-Эусторджио, творении рук того же архитектора. Эти фрески художник создает в более традиционной манере.
Синтез архитектуры и украшающей стену росписи, наблюдаемый почти во всех монументально-декоративных произведениях Фоппа, был неотъемлемой частью искусства эпохи Возрождения. В развитии этого принципа сыграла роль не только традиция средневекового искусства, но и присущее большинству итальянских мастеров повышенное чувство художественного единства произведения искусства. Сложность создания цельного архитектурно-художественного комплекса породила ряд проблем, блестяще разрешенных ренессансными мастерами. Казалось бы, что с открытием глубины изображения плоскость стены должна была быть разрушена, а с нею разрушен и синтез архитектуры и живописи. Однако этого не произошло. Художественное единство архитектуры и внутреннего оформления было сохранено за счет тонко продуманного цветового решения композиций. Роспись становилась как бы частью архитектурного декора, ее пространство совмещалось с пространством здания. Все вышесказанное можно наблюдать во фресковом цикле капеллы Пор-тинари церкви Сан-Эусторджио, исполненном Фоппа.
Среди сравнительно малого количества сохранившихся до нашего времени произведений Фоппа есть несколько алтарных композиций.
В них можно наблюдать выражение тех же художественных принципов, что и в монументальных росписях. Перспективное изображение архитектурных фрагментов, стремление передать живое движение фигур, трактовка всей сцены как единого композиционно-пространственного организма — все это типичные черты произведения эпохи Возрождения. И если Фоппа отдает дань позднеготической ломбардской традиции, то только в иллюзионистической трактовке освещения. Но он лишает свет таинственности и мистической выразительности, используя его для усиления пластической осязаемости фигур и предметов. В этом еще раз проявились реалистичность и рациональность художественного видения Фоппа, определяющие его принадлежность искусству эпохи Возрождения.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.