Во Франции XVI века большое распространение получили портретные рисунки, выполненные карандашом, легко подцвеченные сангиной. Делались они с натуры быстро, стоили недорого и служили своего рода сувенирами — их дарили «на память», как сейчас дарят фотографии. Это была самостоятельная отрасль искусства, возникшая из подготовительных рисунков для живописных портретов, быстро расцветшая и столь же быстро увядшая на рубеже XVII века.
Карандашных портретов сохранилось мало: ими не дорожили, не придавали значения как художественному произведению. Поэтому сейчас трудно установить авторство художников, скрывших свои имена за монограммами или анонимных, хотя в этой области работали и видные мастера и даже целые художнические семьи.
Из такой семьи и происходил Этьен Дюмустье Второй — придворный портретист Генриха II, Франциска II, Карла IX, Екатерины и Марии Медичи.
Родоначальником этой семьи (она насчитывает, по крайней мере, шесть крупных художников) был Жан Дюмустье из Сеит-Этьена близ Руана. В архивах Руанского собора сохранились счета, по которым ему платили за разного рода художественные работы. Его сын — Жефруа — перебирается в Париж и принимает участие в росписях дворца Фонтенбло под руководством итальянских мастеров. Его специальностью было гравирование орнаментов.
Из сыновей Жефруа прославились двое — Пьер и Этьен. Они оба работали при дворе и оставили целую галерею портретов современников, запечатлев для потомства облик многих выдающихся людей тех времен.
Биографических сведений об Этьене Дюмустье сохранилось немного. Известно, что в 1570 году он вместе с Пьером был послан Екатериной Медичи в Вену и, видимо, исполнял какие-то работы для императорского двора. Имел в Париже свой дом, жил состоятельно и благополучно. Его сын, Пьер Второй, унаследовал профессию отца и стал известным художником, а племянник Даниэль — самый знаменитый в этой семье — был, видимо, его учеником.
Столь же спокойно, ровно и искусство Этьена Дюмустье. Бурные события времени как бы прошли мимо него, он не испытал никаких творческих кризисов, никаких потрясений. Более того, трудно наметить даже определенную эволюцию его творчества — оно сложилось сразу и пребывало без изменений. Его манера настолько мало индивидуальна, что отличить его произведения от произведений его брата очень трудно. Правда, братьев связывала глубокая духовная и творческая близость, однако источник такого полного взаимопроникновения манер лежит не только в ней.
Искусство Этьена Дюмустье объективно в буквальном смысле этого слова. Трезво, просто он следует за моделью, не углубляясь в психологию и не стремясь выразить свое к ней отношение. Кажется, что художник сознательно устраняется от, какого бы то ни было проявления своих личных чувств. Само композиционное однообразие его портретов (погрудное изображение, трехчетвертной поворот), отсутствие фона и аксессуаров свидетельствуют о стремлении не делать различия между своими персонажами, сохранять к ним некую вежливую уважительность.
При всем этом портреты Дюмустье не скучны и не сухи. В них есть какая-то удивительная ясность, прозрачность, чистота отношения. Художник не льстит модели, не придает ей важности разными внешними эффектами. И король, и его слуга изображены с одинаковым вниманием, благородством и простотой.
Дюмустье остро схватывает характерные черты модели, неповторимые особенности строения лица, почти неуловимые признаки фамильного сходства. И в то же время у него нет натуралистической детализации — Дюмустье умеет дать приметы старости, не изображая морщин, он не выписывает каждую складочку гофрированных воротников, сохраняя их материальность. Прелесть портретов Дюмустье в том, что это образы обобщенные, очищенные от случайного, изменчивого. Они как бы пребывают вне времени, чуждые страстям и мимолетным движениям души,— в неизменно ясном, слегка оживленном состоянии духа. В линиях итальянского карандаша, в растушевках сангиной есть некоторая неопределенность, которая придает портретам теплоту и мягкость (портрет Маенна).
Карандашный портрет был связан с определенным периодом французской истории. Возникшая в начале XVII века тяга к парадности, роскоши, представительности оказалась губительной для этого скромного и изящного искусства. Попытка ввести в карандашный портрет раскраску и увеличить формат оказалась роковой — она зачеркнула самую идею карандашного портрета, классиком которого был Этьен Дюмустье.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.