Самюэль ван Гоогстратен принадлежал к числу если не самых способных, то самых предприимчивых и преуспевающих учеников Рембрандта. Наделенный также литературным талантом (он был автором стихов, пьес и теоретического трактата о живописи), Гоогстратен записал некоторые высказывания своего великого учителя; именно в его изложении дошло до нас полное глубины и поэзии «поучение» Рембрандта, которое может служить эпиграфом ко всей голландской живописи XVII века: «Учись, прежде всего, следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, животные, добрые и злые люди — все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят — иди, страждущий знания, созерцай и воспроизводи нас».
В искусстве самого Гоогстратена «богатая природа» нашла весьма многогранное, хотя и неглубокое отображение.
Будучи уроженцем Дордрехта, будущий художник приехал в Амстердам, когда ему было четырнадцать лет, и поступил в мастерскую Рембрандта. В своих ранних работах он откровенно подражателен, особенно в графике, сохранившей и в дальнейшем близость к манере Рембрандта. В XIX веке рисунки и офорты Гоогстратена часто приписывали его учителю. Однако сходство их чисто внешнее, не идущее дальше поверхностной имитации приемов и сюжетов.
Следующий этап творчества художника был связан с его длительными путешествиями (в Германию, Австрию, Италию, Англию, а затем в Гаагу). В это время (1650-е и 1660-е годы) он почти полностью отходит в своей живописи от влияния Рембрандта, но не вырабатывает собственного стиля, а заимствует элементы художественной манеры Метсю, Терборха, Стена и мастеров «дельфтской школы» — своего соученика по мастерской Рембрандта К. Фабрициуса, Питера де Хоха, Я. Вермеера и Э. де Витте.
В 1671 году Гоогстратен обосновался, наконец, в своем родном Дордрехте, стал главой местной художественной школы и преуспевающим живописцем. Его творческая продукция многообразна. Он с одинаковой легкостью работал во всех жанрах — создавал занимательные исторические и библейские композиции, писал портреты, пейзажы, натюрморты и особенно удававшиеся ему жанровые картины. Гоогстратеи мог поразить обывателя иллюзорностью в воспроизведении полированного стола, стеклянного и серебряного сосуда или атласной юбки. В его творчестве в большей степени, чем в творчестве какого-либо другого, более одаренного голландского живописца XVII века, нашло воплощение характерное для эпохи стремление к обману зрения — иллюзорному изображению окружающей действительности. Но Гоогстратен не был способен, в отличие от своих великих предшественников и современников, вложить в свои работы глубокое содержание и претворить красоту материального мира в колористическую и фактурную красоту живописи.
Еще в начале 1650-х годов в Вене художник заслужил награду от императора Фердинанда III за натюрморт, который можно было спутать с живой натурой. Впоследствии он писал большое количество таких натюрмортов и часто мистифицировал, по свидетельству своего ученика Хоубракена, посетителей мастерской «обманными» изображениями яблок, груш, лимонов или бытовых предметов.
Одновременно его увлекала технически более трудная задача — изображение сложного, многопланового пространства, создающего иллюзию полного прорыва плоскости картины. В этом отношении Гоогстратен был искусным эпигоном и популяризатором художественных идей «дельфтской школы». Особенно ярко присущее ему свободное владение приемами линейной и воздушной перспективы проявилось в изобретении знаменитых в свое время «перспективных ящиков», дно и внутренние стенки которых покрывались росписью, уничтожавшей реальное пространство и создававшей иллюзорное. Перед зрителем, смотревшим в отверстие внешне неприглядного деревянного ящика, неожиданно возникал заполненный предметами и блистающий красками интерьер, через многочисленные двери которого были видны другие интерьеры или освещенные солнцем парки. Создание подобного эффекта требовало «барочной» игры ракурсами и разложения объектов на планы, неожиданно перекликающегося с опытами XX века... В своих жанровых произведениях Гоогстратен изображал переходы из одного интерьера в другой и перспективы комнат, открывающиеся через дверной проем. Наиболее впечатляют в этом отношении его холсты типа «Интерьер с читающей дамой» («Портрет леди Анны Финч») или «Больная и врач». Декоративные и внешне эффектные, эти картины вполне отвечали вкусу богатых бюргеров — на который и было рассчитано все искусство ван Гоогстратена.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.