Сергей Васильевич Чехонин — вот, пожалуй, кто чрезвычайно удивил художественный мир Петрограда в первый революционный год. Его вчерашние коллеги по обществу «Мир искусства» еще заявляли на своих собраниях: «Мы для немногих. Искусство не может раздаваться всем. Оно божественно, царственно. За покушение на эту святыню придется держать ответ перед богом». А Чехонин не только стал членом Коллегии изобразительного искусства Наркомпроса, но и занялся разработкой так называемой официальной графики молодого Советского государства. Ему принадлежат проекты первого советского серебряного рубля и эмблем ряда государственных и профсоюзных учреждений. Художник воспринял революционные свершения просто, как должный этап в истории родной страны, и верил, что страна станет сильнее, могущественней. За трудностями переживаемого момента он увидел масштабность исторического действия.
Четкий, ясный, предельно отточенный стиль чехонинской графики критик А. Эфрос нарек «советским ампиром». И в самом деле, графике Чехонина были присущи классическая «выправка» и пристрастие к холодной, торжественной гармонии, близкой по ощущению к ампиру. В этом не было ничего удивительного, если вспомнить, что свои традиции графики художник черпал в самом городе, в архитектуре Петербурга, с его бесконечными перспективами и торжественным строем просторных площадей. Петербург «рождал» графиков, разных, не схожих друг с другом, Чехонин, как никто другой, чувствовал остроту движения линии, ясность звучания контура. И даже прославленная «суховатость» его рисунков не что иное, как изощренно-артистичное демонстрирование графической стороны своего искусства. Каждый рисунок доводится Чехониным до предельной законченности, до степени совершенства. Но натуралистическое видение или виртуозность академической школы, подробное, последовательное описание предмета чужды художнику. По типу своего дарования мастер, знавший прекрасно и Византию, и Японию, и русскую классику, неожиданно в некоторых моментах оказывается близким народной декоративной росписи. Но декоративность у него выступает как своего рода новый классический канон, а не как свободная импровизация на тему.
Расцвет искусства Чехонина примерно совпал с началом первой мировой войны и продолжался все двадцатые годы. Когда-то он учился у Репина, но живопись сама по себе мало увлекала его. Зато он с удовольствием исполнял декоративные работы, и росписи и небольшие прикладные изделия делал поистине виртуозно. В 1913—1917 годах Чехонин даже руководил школой росписи по финифти в Ростове Ярославском, знаменитом центре древнего ювелирного промысла. Эта линия его творчества получила блестящее развитие в послереволюционную пору. Чехонин заведует художественной частью Государственного фарфорового завода в Петрограде. В трудных экономических условиях гражданской войны художники создают яркие образцы новых росписей фарфора. Декоративно-орнаментальный, строгий и праздничный стиль изделий, расписанных Чехониным, оказал заметное влияние на все молодое поколение живописцев, занимавшихся фарфором. Но как художественный руководитель завода Чехонин не суживал круг работавших для него живописцев только своими приверженцами. Он предоставлял широкие возможности для работы и мастерам иных стилевых направлений.
Первые же зарубежные выставки, на которых показывались изделия Государственного фарфорового завода, вызвали настоящую сенсацию. Было очевидно, что родилось новое искусство. Фарфор нес не только эстетическую «службу», но оказался и средством агитации, в его орнаментике широко использовались лозунги, советская эмблематика. Чехонинский фарфор положил начало советскому агитационному фарфору.
Как график Чехонин в первые годы своей работы оставался несколько в тени. У него были все основания стремиться к союзу с законодателями вкуса тех лет, мирискусниками. Подобно им, Чехонин был очарован культурой прошлого, его личным пристрастием был русский классицизм. Но многие черты дарования Чехонина явно отличают его от художников мирискуснического толка. И разница эта прежде всего в восприятии жизни: ему чужды мечтательная ретроспективность, лиризм настроения. Чехонин-график скорее бы нашел общий язык с поэтами-акмеистами (и прежде всего с близким ему по духу Н. Гумилевым), нежели с теми художниками, которые выставляли свои произведения на выставках «Мира искусства». Послереволюционная графика Чехонина принадлежит почти в равной степени журналам и книгам. Его заставки, виньетки, иллюстрации в петроградском журнале «Пламя» составили целую эпоху в журнальной графике. В книге Чехонин, сделавший довольно большое число мастерских иллюстраций (в том числе и в изданиях для детей), все же сам больше всего любил орнаментацию, украшение. Он виртуозно сочинял узоры обложек, титульных страниц, рисовал заставки. Каждая из этих композиций — всегда самостоятельное произведение. Витиеватость, декоративная изощренность, изобретательность в них сочетаются с изысканностью, тонкостью и благородной строгостью. Отзвуки чехонинской орнаментальной графики чувствуются в декоративном убранстве книг, изданных в Ленинграде в 20-е годы. Особенно близка чехонинской традиции была графика С. Видберга и Е. Белухи.
В конце 20-х годов жизнь Чехонина протекала за рубежом, в основном в Париже. Он по-прежнему занимался книжной и журнальной графикой, был полон замыслами различных новшеств в области декоративного творчества. Его работы сохранили высокий профессиональный уровень, но пафос, тот мужественный пафос классицизма, который когда-то создал его как художника — иссяк. Как правило, это были лишь вариации прежнего Чехонина.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.