XV столетие можно назвать «золотым веком» нидерландской живописи. Почти каждый художник, живший в то время, внес в нее нечто новое, почти каждый оставил след в истории мирового искусства. Расцвет нидерландской живописи этой поры был недолгим, но чрезвычайно своеобразным и дал все лучшее в искусстве Северного Возрождения. В это время была изобретена масляная живопись и были проложены главные пути, по которым пошло дальнейшее развитие европейской живописи. В этот период жил и работал Робер Кампен.
Исследователи долго не могли отождествить с именем Кампена, имевшего мастерскую в городе Турне, ни одного живописного произведения. Лишь благодаря недавно найденным документам и последним исследованиям удалость установить, что Кампеном были написаны картины, автора которых до сих пор условно называли Флемальским мастером (по створкам алтаря, первоначально хранившимся во Флемале близ Льежа). К сожалению, ни одно из этих произведений Кампена не датировано самим автором. В то время художники еще сохраняли анонимность, целиком придерживаясь средневековой традиции. Правда, на некоторых картинах Кампена есть надписи, состоящие из греческих и древнееврейских букв. Тайна их не расшифрована; они могут иметь чисто орнаментальное значение, а могут и заключать в себе определенный смысл.
О биографии Кампена мы также знаем очень мало. Известно лишь, что он выполнял заказы города Турне на декоративные работы и участвовал в восстании ремесленников в Турне в 1423 году. Но его произведения сами свидетельствуют о том, что это был великий художник.
Кампен принадлежит старшему поколению нидерландских живописцев и стоит у истоков живописи нового времени. Он — один из ее основоположников. Современник великого Яна ван Эйка, учитель Рогира ван дер Вейдена, Кампен был, по существу, одним из первых станковистов в европейском искусстве. Это означает, что его произведения обладали художественной самостоятельностью. Они не были предназначены, как алтарные картины, для определенного места в архитектурном интерьере.
Уже в ранних его произведениях чувствуется вся новизна искусства Кампена. В них художник открывает для себя природу, реальный мир во всей его красоте. Но он видит не только величие этого мира. Подмечая мельчайшие детали окружающей жизни, Кампен приближается к изображению объективной картины мира. Сила живописного мастерства позволяет ему подняться до величайших обобщений и символов, сохранив при этом всю правдивость своих образов.
Об этом позволяет судить, например, картина «Рождество» (1420—1425, Дижон). Она еще полна наивного лиризма франко-фламандских миниатюристов XIV века. Но наряду с этим в ней есть и много нового в изображении пространства и трактовке образов. Согласованность движений, пространственное построение фигур, единство композиции позволили Кампену придать современный характер обстановке евангельского события.
В период своего раннего творчества Кампен, несомненно, оказывал сильное влияние на Яна ван Эйка. Кампен как бы раскрыл перед ним ряд художественных проблем, которые заинтересовали молодого художника и были ван Эйком впоследствии блестяще разрешены. Недаром, вступая в завершающий период своей жизни, Кампен уступил «пальму первенства» в нидерландском искусстве Яну ван Эйку. Уже Кампен заимствует у Яна ван Эйка многие приемы и даже идеи. Творческое заимствование плодотворно сказывается на работах художника (диптих «Троица» и «Мадонна с младенцем:», Государственный Эрмитаж). Они становятся мягче и богаче по колориту, пространство становится более просторным, свободным.
Одно из известнейших произведений Кампена — алтарь из собрания Мероде (около 1427/28, ныне в музее Метрополитен, Нью-Йорк). Это программная работа мастера. Центральная часть триптиха со сценой «Благовещения» представляет собой изображение интерьера жилой комнаты начала XV века. Здесь мы встретим все основные предметы городского быта этого времени, начиная с круглого стола и скамьи у камина до свечи на столе и висящего на стене полотенца. С поразительной точностью выписаны расписной кувшин с лилией, молитвенник на . столе, резные и лепные украшения, медный сосуд в нише. Весомость и осязаемость придают этим предметам необычайную жизненность, наделяют их магической внутренней силой. В результате этого простой цветок лилии превращается для посвященного зрителя в символ Марии, мышеловка в руках Иосифа — в метафору обольщения Христа и т. д. Каждое изображение в картине получает некий скрытый смысл. Обладание определенным уровнем знания текстов священного писания и христианской символики помогало шире и полнее воспринимать сюжет и смысл картины. Тонкость световоздушной среды, богатство игры теней, единство колорита придавали картине определенное очарование, как бы располагали зрителя соучаствовать в происходящем. Боковые створки изображают донаторов и Иосифа за работой. Здесь, особенно в сцене с Иосифом, замечательно передана атмосфера городской жизни того времени, все детали быта тех людей. Художник не скупится на подробности и с присущим ему мастерством воспроизводит обстановку мастерской ремесленника. А в открытые ставни виден один из первых в нидерландском искусстве городских пейзажей. В нем умело сочетаются фантазия и почти топографическая точность. Этот пейзаж полон поэзии и очарования. Он несет в себе дух молодого зарождающегося бюргерства, дух новой городской культуры, которая и была основным источником творчества Робера Кампена.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.