Двое самых значительных художников-поляков начала XIX века — Александр Орловский и Михал Плоньски — почти всю свою творческую жизнь провели вне пределов Польши. Орловский органически вошел в русскую культуру, а Михаил Плоньски самые плодовитые и зрелые годы своей недолгой жизни провел в других странах.
Плоньски рано вошел в искусство. Ян Петр Норблин, отдавший Польше тридцать лет жизни и творчества, взрастил целую плеяду польских живописцев и графиков. Художественным воспитанием Плоньского он начал руководить, когда юноше было семнадцать лет. Сам прекрасный рисовальщик, Норблин привил ему любовь преимущественно к графическим средствам выразительности — наследие Плоньского составляют рисунки и гравюры. В Неборуве — резиденции графов Радзивиллов, где Норблин и его ученики проводили вечера, зарисовывая виденное за день: смешные происшествия, запоминавшихся своим обликом людей и т. п.,— Плоньски выделялся точным и изящным рисунком и острой наблюдательностью. На всем творчестве художника сказались отличительные черты педагогического метода Норблина. который заставлял своих воспитанников как можно больше работать с натуры. Плоньски внимательно приглядывается к окружающей жизни, запечатлевает своей характерной нервной линией жанровые сценки, происходящие на улицах Варшавы, скрупулезно и внимательно рисует типы простых людей.
Робкий и меланхолический нрав юноши не способствует признанию и процветанию его при дворах польских аристократов; не найдя покровителя и нуждаясь в средствах, в 1800 году Плоньски покидает Польшу. Некоторое время он проводит в Германии, затем поселяется в Голландии. Пребывание в этой стране график употребляет на глубинное постижение тайн офорта — особенное впечатление производят на него гравюры великого Рембрандта. Влияние Рембрандта явственно проступает в работах молодого поляка, что не лишает их собственного художественного обаяния. В Голландии Плоньски рисует и гравирует «голландские типы», исполняет офорты по произведениям малых голландцев, Рембрандта и других.
В 1804 году график переезжает в Париж. В эпоху, когда произведения искусства репродуцировались только при помощи гравюр, тонкое постижение Плоньским стиля и мастерства голландских живописцев, его великолепный дар рисовальщика находят почитателей и ценителей — молодого поляка приглашают работать в Кабинет гравюр Лувра. Под его руководством и по его рисункам французские мастера награвиро-вывают картины Рембрандта, Остаде, Тенирса и других. В Париже Плоньски издает и главное произведение своей жизни — серию гравюр «Альбом из 19 листов, представляющих этюды фигур, нарисованные с натуры в Амстердаме в 1802 году и виртуозно награвированные в офорте М. Плоньским в Париже».
Во Франции на графика большое влияние оказывает классицизирующее направление в искусстве. Рисунок «Материнство» (1805— 1810) своеобразно представляет все напластования в искусстве Плоньского. Во время пребывания в Германии он увидел в мюнхенской Пинакотеке картину Рембрандта «Святое семейство» (1631). Композиция ее ложится в основу подготовительного рисунка для офорта. Но в работе Плоньского эта композиция претерпевает существенные изменения во внутреннем содержании. Монументальная фигура молодой матери, держащей на руках детей, ассоциативно соотносится с аллегорическим образом матери-Республики, популярным во Франции со времен Великой буржуазной революции.
Тоска по родине заставляет Плоньского бросить работу, приносящую ему верный кусок хлеба, оставить Париж. Налегке, пешком, в 1810 году он прибывает в Варшаву. В Польше его преследуют неудачи, и через год художник попадает в лечебницу для душевнобольных, где вскоре умирает.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.